Выходя на маркетплейс, продавец должен быть готов к решению большого количества задач. Чтобы количество продаж росло, необходимо следить за остатками товара на складах, оперативно обрабатывать клиентские заказы, работать с документацией, решать конфликтные ситуации и многое другое.
Каждая из этих задач требует пристального внимания и большого количества времени. В случае возникновения ошибок, которые неизбежны при ручном выполнении всех процессов, возрастает риск снижения продаж и рейтинга товара. Однако решение этой проблемы есть.
Как проходит работа на маркетплейсе
Чаще всего продавцы взаимодействуют с магазином через личный кабинет, в котором:
- загружают товарные позиции;
- устанавливают цены и оформляют карточки;
- подбирают наиболее эффективные инструменты продвижения;
- следят за остатками;
- обрабатывают заказы покупателей;
- проводят аналитику товарооборота;
- работают с финансовыми средствами;
- настраивают обратную связь с покупателем;
- оформляют отгрузочные документы.
Данный формат работы отлично подходит для анализа нового канала продаж. Продавцу не нужно тратить деньги на покупку специального программного обеспечения. Весь функционал интуитивно понятен и прост. Тем более, у маркетплейсов есть подробные инструкции, в которых описывают все аспекты работы с личным кабинетом. Однако это удобство сохраняется недолго. Как только ежедневное количество заказов начинает расти, все ключевые процессы заметно усложняются.
Возможные альтернативы
Когда продажи увеличиваются, наступает время для поиска альтернативных решений. Обрабатывать вручную больше 30 заказов ежедневно и при этом сохранить достойный уровень обслуживания практически невозможно. Обычно это приводит к возникновению разного рода ошибок, увеличению сроков доставки, снижению темпов обработки заказов, понижению рейтинга товара и продавца.
Ситуация усугубляется если продавец работает сразу с несколькими площадками одновременно. Каждый маркетплейс имеет свои уникальные особенности и специфику. Прежде всего это отражается в методах работы с личным кабинетом. Разные платформы предоставляют разные возможности и уследить за всем этим довольно проблематично.
Ускорить бизнес-процессы можно при помощи контент-посредников, собственной системы интеграции или готовых программных решений для автоматизации. Первый вариант подойдет продавцам со средним товарооборотом. Они будут отдавать процент от прибыли посреднику. Размер комиссии зависит от объема продаж.
Крупные компании могут позволить себе создание собственного ПО. Данный способ требует времени и денег, плюс нуждается в постоянной поддержке. Продавцу все равно придется следить за всеми изменениями на маркетплейсе, чтобы в случае необходимости дорабатывать соответствующие API.
Для малого бизнеса наиболее выгодно использовать уже готовые системы автоматизации. Все что нужно – купить лицензию на ПО. В этом случае продавец получает возможность оперативного подключения к любой площадке, что положительно сказывается на масштабируемости магазина. Техподдержка ложится на компанию-разработчика. Продавцу больше не нужно самому следить за изменениями и внедрять новые доработки. Готовые системы интеграции отлично подойдут магазинам с высоким и средним товарооборотом.
Особенности и преимущества систем автоматизации
Специализированные сервисы для автоматизации бизнес-процессов предлагают многие производители IT-продуктов. Такие системы позволяют:
- сократить в несколько раз трудовые затраты;
- снять часть нагрузки с учетных систем;
- свести к минимуму ошибки при сотрудничестве с маркетплейсами;
- избавиться от рутинных процессов и сделать управление более гибким;
- строить прогнозы и увеличивать каналы присутствия;
- анализировать финансовые показатели;
- отказаться от разработки собственного программного обеспечения и его поддержки.
Готовые решения просто незаменимы, если продавец торгует сразу на нескольких маркетплейсах. Сервисы позволяют работать сразу в нескольких личных кабинетах.
Системы автоматизации обладают широкими функциональными возможностями. С их помощью можно проанализировать все товарные позиции, выстроить эффективный механизм обработки заказов, ведения отчетности и составления необходимой документации. Ключевое достоинство подобных программ в том, что они учитывают все особенности каждой площадки.
Интеграция с маркетплейсами
Специализированные программные решения не только ускоряют рутинные бизнес-процессы, но и автоматизируют продажи. Функционал в различных сервисах может отличаться, но как правило базовые опции одинаковы. Они охватывают широкий спектр задач, от работы с карточками товара, до ведения бухгалтерии и формирования соответствующей отчетности.
Отличительной особенностью подобных систем является продуманная архитектура, которая позволяет легко подключиться к любому маркетплейсу. Интеграция сводится к выполнению нескольких простых шагов. Сначала необходимо выбрать подходящую систему, затем заполнить сведения о компании и выбрать площадки, на которых уже есть зарегистрированные аккаунты. При желании пользователь может подключиться и к другим площадкам, имеющим поддержку сервиса.
Для подключения достаточно зайти в личный кабинет и сгенерировать уникальный API ключ, после чего добавить его в аккаунт сервиса. Теперь управлять продажами на разных площадках можно в одном профиле. Набор доступных опций зависит от самого ПО. Как правило функционала хватает для решения самых разных задач, которые могут возникнуть в ходе работы с маркетплейсами.
После установки программы для автоматизации бизнес-процессов перед клиентом открываются следующие возможности:
- оперативное создание товарных карточек, соответствующих требованиям выбранной площадки;
- анализ показателей спроса на разные категории товаров;
- автоматизированное составление плана закупок;
- контроль складских остатков;
- интуитивно понятная система управления заказами клиентов.
Кому подойдут автоматизированные системы
Продавцы на маркетплейсах делятся на два типа: новички, которые еще не успели узнать обо всех тонкостях и нюансах электронной торговли и более опытные предприниматели, обладающие солидной базой постоянных клиентов. Новые площадки нужны представителям обеих категорий. Первым необходим сервис для уверенного старта, вторым – новые каналы сбыта продукции.
Маркетплейсы предоставляют доступ к личному кабинету всем своим партнерам. Однако, как было сказано выше, большинство операций в нем приходится выполнять вручную. Для опытных продавцов такой метод не удобен. Перед ними стоит задача – максимально ускорить процесс обработки клиентских заказов, увеличив тем самым свою прибыль.
Именно поэтому данная категория продавцов активно пользуется автоматизированными системами. Зачастую они работают сразу с несколькими маркетплейсами и наличие единого личного кабинета, из которого можно управлять аккаунтами на всех площадках, очень упрощает ведение предпринимательской деятельности. Пользователю не нужно вручную оформлять карточки, готовить документацию и следить за остатками. Выполнением этих и других задач занимается готовое программное решение.
Новичкам обычно такое ПО не нужно. До тех пор, пока заказов немного, обработкой операций можно заниматься вручную или с помощью помощников. На них возлагается часть ответственности: одни занимаются управлением заказами, другие – формированием документов и т.д. Однако по мере увеличения товарооборота новичку стоит задуматься об интеграции профессиональной системы автоматизации. Она сэкономит время и убережет от массы ошибок.