B2B-маркетплейсы представляют собой онлайн-платформы, на которых предприниматели и компании могут продавать свои товары другим предпринимателям и компаниям. Они формируют инфраструктуру для проведения транзакций между ними в наиболее комфортных и безопасных условиях. Основная задача маркетплейсов — удовлетворение потребностей покупателей. В данном случае — это корпоративная торговая платформа, которая ориентирована преимущественно на получение и обработку оптовых заказов.
Что собой представляют В2В-маркетплейсы
Имеющие широкую известность Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет — это классические B2C-маркетплейсы, где организации и ИП реализуют свои товары физическим лицам. На этих площадках всё сделано для удобства выбора товаров. Покупки можно получить в пункте выдачи, который находится совсем рядом с домом. С точки зрения покупателя — это такой же электронный магазин, но где могут выставляться товары из других магазинов.
Потребности бизнеса существенно отличаются. Предпринимателям нужны большие объемы, доставка купленных партий до склада, возможность провести оплату с расчетного счета и сопровождение сделки необходимыми по закону документами. Все эти проблемы и призваны решать маркетплейсы B2B, торговля на которых идёт в сегменте «от бизнеса к бизнесу».
B2B-маркетплейсы — площадки, где одни ИП и организации реализуют товары другим ИП и организациям. Работают они по такой же схеме: площадка привлекает поставщиков и размещает их товары на электронной витрине. Модель предусматривает, что сделать покупку сможет только представитель бизнеса.
Коммерческие организации, которые производят или перепродают товары другому бизнесу, могут использовать B2B-маркетплейс в качестве эффективного канала продаж. Таким образом можно реализовывать офисную мебель, упаковочные материалы, компьютерную и оргтехнику, канцелярские товары, оборудование, охранные системы и многое другое. Тем же бизнесменам, кто занимается розничной продажей, B2B-маркетплейс может пригодиться в качестве места поиска поставщиков.
Преимущества покупок на маркетплейсах — широкая среда выбора товаров в одном месте. Некоторые площадки предлагают и ряд дополнительных услуг, способных сделать работу проще, к примеру, консультации и помощь в доставке до склада покупателя. Впрочем, преимущества стоит рассмотреть подробнее.
Преимущества В2В-площадок
Маркетплейс даёт комплексные решения проблем выбора бренда, предлагает хороший обзор рынка, становится посредником между поставщиками оптовых партий и их клиентами. Поставщики рассматривают площадку в качестве витрины своих товаров. Покупатели же могут искать товары и сравнивать свойства и цены на продукцию, которую предлагают компании. Различные бренды представлены в одном списке, а возможность отстроиться от конкурентов несколько ограничена. Крупные бренды сохраняют своё преимущество высокой узнаваемости, но малые могут успешно конкурировать с ними, если найдут способ снижения цены или какие-то дополнительные «фишки».
Маркетплейсы B2B привлекают продавцов тем, что:
- охватывают множество клиентов;
- ожидаются небольшие начальные затраты, в силу отсутствия необходимости тратиться на создание своего интернет-сайта и его продвижение;
- продвижение товаров становится проще;
- доступны аналитические данные по профилю компании.
Что касается покупателей, то они получают возможность перестать зависеть от 2-3 поставщиков и рассматривать весь рынок, обретая свободу для манёвра.
Недостатки B2B-маркетплейсов
С недостатками могут встретиться только те бизнесмены, которые решат сами заняться разработкой такой площадки. Им придётся затратить на реализацию проекта внушительную сумму.
Успешная концепция В2В-маркетплейсов
Маркетплейс — это онлайн-платформа, созданная для того, чтобы все желающие получили возможность продавать товары заинтересованным лицам. Он становится мостом между поставщиками с оптовыми покупателями. Современные В2В-маркетплейсы следует рассматривать в качестве экосистемы бизнеса, где встречаются компании и клиенты, но практически каждый участник процесса действует в окружении конкурентов.
Чтобы такой проект был успешным, его должна отличать:
- скорость работы и наличие удобной среды для пользователей;
- уменьшение риска возникновения ошибок, программные средства должны помогать делать правильные закупки и противодействовать потере средств из-за случайности или недочёта снабженца;
- развитие конкурентных преимуществ и упрощение процесса взаимодействия сторон;
- повышение производительности труда сотрудников компании, высвобождение их времени на решение других задач бизнеса.
Методы продвижения В2В-площадок
Для продвижения используются все стандартные для естественной маркетинговой активности обычного бизнеса каналы и все те, что применяются для продвижения сайтов. Для создания популярности привлекают маркетологов, которые способны организовать эффективные стратегии. По ряду низкочастотных запросов подобный проект способен выйти в ТОП поисковых систем вообще без затрат.
Примеры В2В-маркетплейсов
- «1С: Tорговая площадка» – служит установлению связи между оптовыми продавцами и покупателями и автоматизирует совершение ими сделок. Возможна интеграция с другими продуктами «1С». Так, достаточно однажды настроить публикацию товаров из других программ этого разработчика, лидера на рынке России, как они станут обновляться по заданному графику в автоматическом режиме.
- «На_полке» – набирающая популярность B2B-платформа, предназначенная для совершения оптовых продаж различных товаров. Проект «умеет» обрабатывать заказы, устанавливает связь с клиентами, сам отвечает на вопросы. Поставщику достаточно загрузить товары, используя для этого API, YML, 1С или импорт из Excel. После этого придётся поддерживать актуальность своего прайс-листа и своевременно доставлять товары на склад к клиенту.
- Supl – система, содействующая установлению отношений поставщиков и клиентов. Это реализовано с помощью электронной рассылки. Заявлено, что в базе рассылок сервиса – более 2 млн компаний РФ и ближнего зарубежья.
Заключение
В последние годы бизнесмены, проявляющие активность в плане масштабного промышленного производства и организации оптовых продаж, начали миграцию с традиционных коммуникаций, которые подразумевают установление каналов связи через сайт, электронную почту и торговых представителей, к построению отношений с помощью B2B-порталов. Это вовсе не говорит о том, что обычные сайты больше не нужны, однако практика показывает, что специализированные сервисы B2B дают больше преимуществ.
Отраслевые маркетплейсы притягивают специалистов по продажам оборудования, сырья, машин и другой продукции. Промышленные и торговые маркетплейсы становятся неотъемлемой частью современного бизнеса. Это происходит вполне естественно.
Распространение маркетплейсов и переход львиной доли продаж в онлайн уже приносит свои коммерческие и имиджевые плоды. Если сейчас создать первый отраслевой B2B-маркетплейс, то вместе с тем будут созданы и уникальные конкурентные преимущества.