Одной из распространенных бизнес-моделей является B2B. В переводе с английского данная аббревиатура расшифровывается как «бизнес для бизнеса». Под ней понимается взаимодействие юридических лиц, целью которого становится получение прибыли.
Основу взаимоотношений между компаниями и организациями составляют B2B-продажи. От розничных они отличаются тем, что приобретенная продукция может перепродаваться более мелкими партиями или использоваться в качестве оборудования и сырья для производства новых продуктов или услуг.
В первом случае покупателями выступают дистрибьюторы, которые покупают продукцию и занимаются ее распространением в розничные точки. Во втором – компании, производящие готовые для потребления продукты, например, хлебозавод, который закупает муку.
B2B-платформа
Офлайн-торговля долгое время была единственным способом взаимодействия между продавцом и потребителем. Изменения произошли после пандемии коронавируса, которая перевела эти отношения в онлайн-формат. Компании стали использовать специальные B2B-платформы или создавать собственные аналоги.
B2B-платформа напоминает интернет-магазин, но с более сложным функционалом, обусловленным особенностями оптовой торговли. Личный кабинет потребителя имеет расширенный набор функций, что позволяет оптовику самостоятельно оформлять заказы, видеть остатки товара на складах, отслеживать платежи, просматривать историю поставок и пр.
Поставщикам платформа позволяет минимизировать издержки и поднять уровень пропускной способности. Оформление заказов происходит без участия менеджеров, которые были вынуждены обрабатывать заявки, поступающие на почту и телефон.
Типы B2B-платформ
Глобально B2B-платформы делятся на два вида: маркетплейсы и собственные площадки поставщиков. Первый тип представляет собой классическую онлайн-витрину, на которой свои товары размещают разные продавцы. Такие площадки выступают посредниками между контрагентами и поставщиками. В перечень их обязанностей входит предоставление места для размещения, общение с потребителями, а в некоторых случаях доставка продукции клиенту. Одним из самых популярных B2B-маркетплейсов считается Alibaba.com.
Некоторые поставщики создают собственные B2B-платформы. Развитие таких торговых порталов происходит за счет средств самой компании. Данный способ актуален для крупных организаций, поскольку разработка и поддержка таких проектов стоит довольно дорого.
Способы создания B2B-платформы
В зависимости от вида B2B-платформы выделяют несколько способов их создания:
- использование готовой площадки – поставщик регистрируется на маркетплейсе и размещает на нем свой товар;
- персональная разработка – поставщик создает собственную площадку, полностью соответствующую его требованиям;
- аренда – функционал B2B-платформы может быть взят в аренду на определенный срок;
- коробочное решение – поставщик покупает готовую платформу, после чего настраивает ее под свои задачи.
Заключение
Переход на B2B-платформу нужен в том случае, если отдел продаж начинает испытывать трудности при оформлении заказов. Когда их становится много, менеджеры начинают уделять все меньше времени продажам и все больше обработке заявок. В итоге, компания сталкивается с очередью из клиентов. В такой ситуации онлайн-система позволяет автоматизировать бизнес-процессы, отвечающие за обработку заказов.
Кроме этого, все больше покупателей отдают предпочтение онлайн-закупкам. На сегодняшний день более 60% потребителей пользуются услугами маркетплейсов или занимаются разработкой собственных площадок. Внедрение интернет-заказов позволяет бизнесу увеличивать количество клиентов и дает серьезное конкурентное преимущество.