Соберите проект #
Выберите интересующую вас услугу
Меня интересует...

    Что такое MVP: зачем нужен, преимущества

    Что такое MVP: зачем нужен, преимущества
    4 мин.

      Начинающие предприниматели часто сталкиваются с такой аббревиатурой как MVP. Многие не до конца понимают, что она обозначает, и почему это так важно на ранних этапах создания продукта. Более того, этот термин постоянно используют маркетологи и инвесторы, поэтому разобраться в его сути необходимо всем, кто планирует запускать стартап.

      Что такое MVP и для чего он нужен

      MVP расшифровывается как минимально жизнеспособный продукт. Простыми словами, это тестовая версия будущего проекта, например, товара, сервиса или услуги. Главным условием является наличие минимального набора функций, иногда достаточно всего одной. При этом продукт уже должен быть полезен потребителю. Качественный MVP не должен содержать лишнего функционала. Все второстепенные возможности добавляются в релизную версию.

      С помощью MVP происходит тестирование продукта. Задача первой версии – показать жизнеспособность проекта и понять, способен ли он решить проблемы потенциальных пользователей. Поэтому перед запуском любого стартапа необходимо создавать тестовую версию. Она поможет проверить гипотезы и на основе полученных результатов скорректировать дальнейшую стратегию развития.

      В обобщенном виде процесс создания любого продукта или услуги выглядит следующим образом:

      • разработка идеи и анализ потребностей аудитории;
      • разработка прототипа и первоначального дизайна;
      • создание MVP и анализ гипотез;
      • тестирование и последующая корректировка;
      • создание итогового продукта и выпуск на рынок;
      • коммерциализация и масштабирование.

      Тестирование первой версии выявляет все недочеты, которые были допущены на этапе разработки идеи. Их исправление экономит время, ресурсы, а также позволяет внести необходимые правки и дополнения в ТЗ проекта.

      Если первоначальная идея соответствует потребностям рынка, а проект тщательно продуман, создание MVP все равно необходимо. Тест базовых функций практически всегда показывает для каких блоков необходимо скорректировать техническое задание. Особенно актуально это для приложений и любых других цифровых систем. Заранее предугадать их поведение в «полевых» условиях невозможно.

      Качество минимально жизнеспособного продукта определяется следующими характеристиками:

      • ценность на рынке – даже тестовая версия должна быть востребована у потребителя;
      • выгода для потребителя – если ее нет, удержать пользователей будет практически невозможно;
      • наличие цикла обратной связи – с его помощью происходит дальнейшее развитие продукта.

      Виды MVP

      MVP может выглядеть по-разному, все зависит от самого продукта и его функциональных возможностей. Чаще всего первая версия представляет из себя:

      • Лендинг – одностраничные веб-сайты отличный способ продемонстрировать аудитории новый продукт. Кроме этого они могут стать источником первых лидов, поэтому посадочные страницы не теряют своей актуальности. Для их создания существует множество специализированных сервисов, например, Tilda, Wix или Bubble.
      • Прототип – фактические это и есть MVP, но в данном случае не обязательно создавать продукт, готовый к использованию. Вместо него может быть использован видеоролик с демонстрацией функционала или исследовательская статья, в которой будут описаны базовые принципы работы. Подобная практика широко распространена во многих геймдев-студиях.
      • Чат-бот и e-mail-рассылка – данный тип MVP позволяет наиболее подробно рассказать о продукте. При этом появляется возможность напрямую контактировать с аудиторией, тем самым получая обратную связь, и совершенствуя первоначальную идею. Для создания чат-ботов используются конструкторы по типу Chatforma, а настроить e-mail-рассылку помогут сервисы электронного маркетинга, например, Unisender.

      Разные типы MVP можно комбинировать, тем самым повышая их эффективность. К примеру, созданный рекламный ролик, помимо презентации продукта, будет приглашать пользователей перейти на сайт, где проходит регистрация на закрытое бета-тестирование. Вариаций довольно много, все зависит от особенностей конкретного проекта и задач, которые перед ним стоят.

      Кому нужен MVP

      Существует мнение, что MVP необходим только начинающим предпринимателям, однако это не так. Зрелому бизнесу также нужно заниматься разработкой минимально жизнеспособного продукта. В случае со стартапом тестовая версия помогает выбрать правильную стратегию развития, потратив при этом минимальное количество средств. Если все будет сделано правильно, у проекта будет шанс завоевать доверие аудитории и получить свою долю рынка.

      Крупный бизнес использует MVP перед расширением направлений деятельности или внедрением нового функционала в уже существующий продукт. К примеру, онлайн-школа планирует запустить очередной образовательный курс. Чтобы понять, будет ли он пользоваться спросом, можно сделать одностраничный сайт, на котором будет открыта предварительная запись.

      Преимущества MVP

      Зачастую предприниматели настолько увлечены созданием своего продукта, что не обращают внимания на недочеты, которые впоследствии могут привести к серьезным проблемам и поставить под угрозу существование всего проекта. Избежать подобных ошибок поможет тестовая версия.

      • MVP дает возможность проанализировать уровень спроса. Работая над продуктом, появляется уверенность в том, что он всем необходим, но это не больше, чем гипотеза, которую необходимо проверить. В результате она может быть подтверждена или опровергнута. Последнее происходит по разным причинам, но самой частой является нехватка конкурентного преимущества. В итоге MVP позволяет сохранить средства, которые были бы вложены в заранее убыточный проект.
      • MVP облегчает взаимодействие с инвесторами. Если финансирование продукта будет осуществляться за счет внешних источников, необходимо убедить заинтересованную сторону вкладывать в него деньги. Стандартной презентации будет недостаточно, и в этом случае на помощь приходит минимально жизнеспособный продукт. Оценив его потенциал, инвесторы смогут принять итоговое решение.
      • MVP дает возможность улучшить качество существующего продукта. Даже успешные проекты сталкиваются с падением пользовательского интереса и снижением ключевых показателей. Это может говорить как о проблемах с функционалом, так и недочетах в пользовательском интерфейсе. В этом случае необходимо проанализировать поведение пользователей, и на основе полученных данных принимать решение о дальнейшей разработке продукта.
      • MVP способствует созданию качественного продукта. Поскольку тестовая версия выпускается с ограниченным функционалом, предприниматель может сосредоточиться на самых главных и важных для пользователя характеристиках. По итогам тестирования появляется четкое понимание того, что именно нужно людям и какие решения должны быть добавлены в проект.
      • MVP ускоряет выпуск продукта. Создателей стартапов пугает высокая конкуренция и они начинают сомневаться в качестве своего продукта. Как итог – постоянные доработки, на которые уходит много времени и средств. При этом уверенность в том, что продукт будет пользоваться спросом, так и не появляется. Решить эту проблему помогает MVP. Проведение тестов и внесение конкретных правок значительно сокращает процесс выхода на рынок. Чем раньше проект будет запущен, тем быстрее начнет поступать обратная связь.

      Компании, которые начинали с MVP

      Окончательно убедиться в эффективности минимально жизнеспособного продукта помогают истории известных во всем мире компаний, которые придерживались этой стратегии.

      • Spotify — музыкальный стриминговый сервис. Первоначально в приложении была всего одна функция – потоковая передача музыкальных композиций. После успешного запуска MVP основатели сервиса смогли подписать контракты с несколькими звукозаписывающими компаниями, после чего стали постепенно улучшать свой продукт. Сегодня этим приложением пользуются во всем мире, а его стоимость превышает 8 млрд. долларов.
      • Groupon — сервис виртуальных скидок и купонов. История проекта началась с простого блога, в котором публиковалась информация о коллективных скидках. На почту подписанных на рассылку пользователей приходили письма с прикрепленным файлом. В нем рассказывалось о том, как воспользоваться полученной скидкой. Благодаря MVP создатели Groupon смогли проверить свою гипотезу и стать ведущей компанией в своей нише.
      Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.