Айдентика, или проще говоря фирменный стиль – это совокупность визуальных элементов, с помощью которых бренд повышает свою узнаваемость и привлекает внимание целевой аудитории. Сюда входят шрифты, цветовая схема, уникальный логотип, макеты документов и прочее. Иными словами, это метод взаимодействия компании или бренда с окружающим миром. Главная задача фирменного стиля – создать целостный образ организации в глазах потенциальных клиентов.
Для чего нужен фирменный стиль
Благодаря айдентике бизнес становится узнаваемым и формирует вокруг себя образ, который будет привлекать ЦА. Компании важно завоевать доверие клиента, поскольку только в этом случае сотрудничество может быть по-настоящему плодотворным.
Кроме этого, айдентика решает еще несколько важных задач:
- способствует появлению позитивных эмоций – когда потребитель видит знакомый бренд, вероятность приобретения товара значительно возрастает;
- делает продукцию более заметной – это крайне важно, если компания работает в условиях жесткой конкуренции;
- доносит ценности – в глазах аудитории бренд должен с чем-то ассоциироваться, например, с модой, премиальным качеством или заботой об экологии;
- гарантирует качество – когда потребитель приобретает товар или услугу он рассчитывает получить определенный уровень качества;
- экономит ресурсы – когда компания обращается в агентство, дизайнерам не нужно заново разрабатывать визуальные элементы, цветовые решения и шрифты. Работать предстоит с уже готовым материалом;
- объединяет коллектив – качественно проработанный корпоративный стиль привносит в рабочий процесс чувство сопричастности и демонстрирует общие ценности, тем самым объединяя разных специалистов в единую команду.
Из чего формируется фирменный стиль
В широком смысле перед айдентикой стоит задача создать масштабный дизайн-проект, в котором будет масса компонентов и методов их применения. Таким образом бренд может стать весьма узнаваемым, даже по одному единственному фирменному элементу. Для решения этой задачи используется различные инструменты.
- Логотип. Это главный базовый элемент, позволяющий идентифицировать бренд среди другой продукции. Представляет из себя буквенное или графическое изображение. Довольно часто можно встретить их комбинации. Местами для размещения являются вывески, упаковка, связанные с компанией сайты, а также POS-материалы.
- Эмблема. Важный графический элемент, с помощью которого раскрывается образ компании или бренда. Задача эмблемы – донести главную идею продукта, а не идентифицировать его. Эмблемы можно встретить у государственных структур, спортивных клубов и учебных заведений. По сравнению с логотипом, эмблема наполнена разнообразными цветами и мелкими деталями.
- Товарный знак. Под этим понятием скрывается все то, что другим компаниям запрещено копировать и повторять. Уникальная особенность товарного знака в том, что он может быть объемным. Достаточно вспомнить уникальную форму флакона известных духов или узнаваемую стеклянную бутылку Coca-Cola. Набор шрифтов. У любого бренда есть перечень шрифтов, которые
- Набор шрифтов. У любого бренда есть перечень шрифтов, которые используются на упаковочной продукции, веб-сайтах, POS-материалах и в рекламных компаниях. Это можно назвать уникальным почерком бизнеса, с помощью которого он выделяется на фоне конкурентов. Шрифты не должны идти в разрез с ценностями компании. Если организация обладает богатой историей и строит свой образ на традиционности, то подойдут строгие шрифты, вроде Times New Roman. Компаниям, делающим упор на современность и динамичность, стоит выбирать шрифты без засечек, например, Roboto. Премиальные бренды, предлагающие своим клиентам продукцию ручной работы, можно обратить внимание рукописные шрифты, такие как Lobster или Arizonia.
- Цветовая палитра. Цвета нужны для оформления логотипа, рекламы, символики и всего, что напрямую связано с брендом. На практике, в качестве основного используется только один оттенок, все остальные цвета являются дополнительными. При этом один и тот же цвет может нести разный посыл, достаточно вспомнить ВкусВилл и Сбер. В первом случае речь идет о натуральных и качественных продуктах питания, во втором – об ассоциации с финансами. Впрочем, после того, как Сбер начал превращаться в экосистему, в логотипе стали появляться и другие цвета.
- Текстуры. Текстуры уже давно стали неотъемлемой частью фирменного стиля многих брендов. Взаимодействие с органами чувств человека неоднократно доказывало свою эффективность. Например, продукт, на котором есть фактурный логотип, нанесенный под давлением, запомнится человеку и улучшит опыт его взаимодействия с компанией. Тоже самое касается упаковки, приятные на ощупь материалы не оставят потребителя равнодушным.
- Модульные сетки. Данный компонент относится к айдентике второго уровня, то есть он незаметен для пользователя, но при этом играет важную роль. Модульные сетки необходимы для определения соотношения и расположения всех элементов, относящихся к бренду. Без них невозможно создать качественные POS-материалы, упаковку и любую полиграфическую продукцию.
- Сайт и мобильное приложение. Сегодня без этих инструментов невозможно представить развитие современного бизнеса. Ему просто необходимо представительство в Интернете. Зайдя в приложение или на веб-сайт, посетитель сможет оперативно получить всю необходимую информацию об организации. При оформлении веб-ресурса используются выбранные шрифты, цвета и логотип.
- Иконки. Иконки представляют собой маленькие графические изображения, которые можно встретить в рекламных материалах, на сайте или в рассылках. Обычно они применяются для обозначения функционала. Иногда в брендбуке компании есть целый раздел, посвященный описанию иконок. На первый взгляд может показаться, что эта мелочь и она не особо важна, однако в айдентике все имеет свое значение.
- Стиль фотографий и иллюстраций. Каждый бренд следит за тем, чтобы иллюстрации были узнаваемыми и не выбивались из общего стиля на разных носителях. Благодаря айдентики, визуальные материалы можно сделать уникальными и особенными. В идеале иллюстративный материал должен быть самодостаточным даже без подписей.
- Маскот. Маскот является вымышленным персонажем. Им может быть кто угодно: от человека до животного или даже растения. С его помощью бренд можно «оживить», сделав его более человечным. Данный прием позволяет сократить дистанцию между целевой аудиторией и брендом. В результате, взаимодействие становится свободным и лояльность клиентов повышается.
Как создать фирменный стиль
Прежде чем приступать к созданию необходимо провести анализ целевой аудитории, продвигаемого бренда, главных конкурентов и рынка в целом. После этого бренд формирует набор ценностей, которые он хочет донести до клиентов. Далее начинается разработка системы айдентики, в которой принимают участие аналитики и маркетологи.
Перед специалистами стоит задача создать стратегию, из которой будет понятно в какой среде и на каких носителях будет использоваться фирменный стиль. На этом этапе собирается пул наиболее интересных и перспективных идей, которые впоследствии будут преобразованы в визуальные объекты. Они, в свою очередь, станут основой корпоративного кода, описывающего ценности компании.
Когда бизнес определился со стратегией айдентики и посылом, стоит обратиться в профессиональное рекламное агентство. Поскольку работа масштабная, стоит быть готовым к продолжительным срокам реализации и серьезным финансовым вложениям.
Процесс создания фирменного стиля
В создании фирменного стиля принимают участие аналитики, дизайнеры, маркетологи и бренд-менеджеры. Приблизительный алгоритм работы выглядит следующим образом:
- постановка целей и задач – кроме повышения узнаваемости бренда есть целый ряд возможных дополнительных задач, вроде, продвижения определенного принципа организации или демонстрация сильных сторон;
- проведение разностороннего предварительного анализа – на этом этапе важно определить ключевые преимущества бренда и сделать на них максимальный акцент;
- изучение рынка – фирменный стиль должен быть уникальным и выгодно отличать бренд от конкурентов;
- анализ целевой аудитории – компания должна понимать потребности, интересы и предпочтения своих потенциальных клиентов;
- определение главных каналов коммуникации – бизнесу важно знать о методах взаимодействия с ЦА. Кроме этого следует определить несколько каналов, которые планируется развивать в ближайшем будущем;
- выбор места для размещения айдентики – для этой цели могут быть использованы социальные сети, веб-сайты, рекламные баннеры, упаковочная продукция, канцтовары, брендированная сувенирная продукция и прочее;
- создание брифа для дизайнера – он нужен для эффективной работы во время разработки фирменного стиля. Как правило, в нем содержатся наиболее важные сведения, которые были получены ранее;
- утверждение работы – этот этап может быть довольно продолжительным, поэтому важно чтобы все участники были заинтересованы в получении качественного результата;
- регистрация фирменного стиля – чтобы конкуренты не скопировали визуальные элементы, их рекомендуется защитить патентом.
Заключение
Фирменный стиль – это главный элемент любого современного брендинга. Без него компании будет очень сложно стать успешной и узнаваемой. Айдентика состоит из большого количества визуальных элементов, включая эмблему, логотип, цвета, шрифты и многое другое. Создание фирменного стиля – одна из приоритетных задач бизнеса. Ее реализация поможет компании выделяться среди конкурентов и привлечь к себе внимание потенциальных клиентов.