С понятием «хостинг» сталкивался каждый, кто связан с IT-сферой. Однако у многих оно по-прежнему вызывает массу вопросов. Во многом это связано с обилием информации новых терминов. На самом деле, в этой теме нет ничего сложного, достаточно понять лишь базовые принципы.
Что такое хостинг
Под хостингом (от англ. host – хозяин) подразумевается услуга по хранению веб-сайтов. Она позволяет пользователям в интернете круглосуточно заходить на площадку и просматривать ее содержимое. Оказывают данную услугу специальные компании, называющиеся хостинг-провайдерами или хостерами.
Абсолютно каждый сайт представляет собой совокупность программного кода, текстовых файлов, изображений, аудио и видео. Для того, чтобы люди в сети могли все это увидеть, ресурс необходимо загрузить на компьютер, который имеет постоянный доступ к интернету и специальное программное обеспечение. Этот компьютер называют сервером. В собственности хостинг-провайдеров находится большое количество серверов, обслуживающих сотни тысяч клиентов.
Для размещения серверов используются специальные помещения – дата-центры. Также для этих целей подходят: центры хранения и обработки данных (ЦХОД). Все они снабжены большим количеством резервных генераторов, что помогает исключить проблемы с электропитанием. Кроме этого, в центрах хранения данных регулярно проводятся обновления оборудования и модернизация системы безопасности. Одни хостеры создают собственные ЦХОД, другие – берут серверы в аренду у сторонних дата-центров.
Дата-центры располагаются по всему миру. С одной стороны, это очень удобно, с другой – данную особенность следует учитывать, если на сайте содержится информация, которая должна хранится только на определенной территории.
Довольно часто пользователи путают два понятия «хостинг» и «хост». Хостинг – это услуга, хост – это устройство, имеющее доступ к интернету. Им может быть ПК или смартфон, который человек использует для решения повседневных задач.
На что нужно обратить внимание перед загрузкой сайта на хостинг
Чтобы посетители могли попасть на веб-сайт, у него должен быть свой персональный адрес. Его называют доменным именем или доменом. Процедура регистрации домена должна проходить только у специализированных регистраторов. Их полный список для российских зон можно найти на официальных государственных порталах. Некоторые регистраторы также предоставляют своим клиентам услуги хостинга, что позволяет решить сразу два важных вопроса.
При выборе доменного имени следует заранее позаботиться об удобстве пользователей. Оно должно быть простым и запоминающимся. Это поможет посетителям без труда найти нужный ресурс. С компьютерами дела обстоят несколько иначе. Между собой они взаимодействуют при помощи IP-адресов, представляющих набор цифр, разделенных несколькими точками, например: 112.201.53.79.
Доменное имя привязывается к IP-адресу. Чтобы понять какой IP-адрес соотносится с конкретным доменом, используется специальная служба, получившая название DNS. Благодаря ей пользователи и устройства могут без проблем находить друг друга в интернете. Данная технология дает возможность быстро найти конкретный сайт, который хранится на сервере хостинг-провайдера.
Чтобы разместить сайт на хостинге необходимо следовать следующему алгоритму:
- зарегистрировать доменное имя;
- заказать услугу хостинга;
- привязать выбранный домен к хостингу;
- загрузить веб-ресурс на хостинг.
Разновидности хостинга и их отличительные особенности
Веб-сайты бывают разные, следовательно, и ресурсы, необходимые для их работы – отличаются. Хостинг выбирается в зависимости от задач конкретного проекта. Выбор довольно широкий: виртуальный хостинг, облачный хостинг, виртуальный сервер и выделенный хостинг. О каждом из них стоит поговорить подробнее.
Выделенный хостинг подразумевает аренду целого сервера у хостинг-провайдера. Проще говоря, пользователь может распоряжаться целым компьютером, устанавливая на него любое программное обеспечение или обновляя определенные комплектующие. Создать собственный сервер можно и самостоятельно. Для этого потребуется обычный компьютер, соответствующие знания и финансовые ресурсы для обеспечения работоспособности.
Выделенный хостинг обладает рядом преимуществ:
- хорошая производительность – вся мощность сервера направлена на обслуживание только одного клиентского проекта;
- полный контроль – клиент сам выбирает, какое программное обеспечение и комплектующие ему нужны.
Недостатки у выделенного хостинга тоже есть. Прежде всего это большие затраты на поддержание работоспособности. Аренда также стоит недешево. Обычно тарифы начинаются от 100-150 долларов в месяц, и могут достигать 800-1000 долларов.
Виртуальный хостинг – это одна из самых распространенных разновидностей. В этом случае физический сервер обслуживает сразу несколько пользовательских проектов. При этом их количество может исчисляться сотнями. Запас мощности распределяется равномерно между всеми подключенными клиентами. Для этого на сервер устанавливается соответствующее ПО.
Преимущества у виртуального хостинга следующие:
- невысокая стоимость;
- простота управления.
К недостаткам можно отнести:
- ограниченную скорость передачи данных между сайтом и пользователями;
- ограниченные функциональные возможности – пользователь получает сервер в том виде, в каком он есть, без возможности дополнительной настройки, обновления компонентов или установки нужного ПО. Кроме этого нельзя вносить никаких изменений в конфигурационные файлы;
- общий IP-адрес – в случае с виртуальным хостингом, у большого количества сайтов один и тот же IP. Из-за этого могут возникать проблемы в работе веб-ресурса. К примеру, если один из сайтов будет заблокирован, его «соседи» также рискуют столкнуться с перебоями;
- ограниченная производительность – поскольку большое количество клиентов одновременно пользуются ресурсами сервера, сайт может испытывать нехватку оперативной памяти, из-за чего начнет виснуть и тормозить.
Перечисленных выше недостатков лишен виртуальный сервер. Его работа строится следующим образом: на физическом сервере, выделяется место для нескольких проектов, которые никак не связаны между собой, после чего в отведенных сегментах запускаются процессы, имитирующие один самостоятельный компьютер. На практике виртуальные серверы бывают двух видов: VDS и VPS. По техническим параметрам они отличаются, однако для подавляющего большинства клиентов эти различия не заметны.
По сути пользователь получает тот же список широких возможностей, что и в случае с выделенным сервером. Это и установка нужного программного обеспечения, и установка своей ОС. При этом не будет проблем с производительностью, поскольку виртуальные серверы никак не сказываются на работе друг друга.
Сильные стороны виртуального сервера:
- наличие защищенной среды;
- более низкие тарифы по сравнению с выделенным сервером;
- возможность настроить аппаратную часть под индивидуальные задачи;
- высокая скорость передачи данных по сравнению с виртуальным хостингом.
Слабые стороны виртуального сервера:
- более высокая стоимость в сравнении с обычным хостингом;
- для настройки необходимо обладать соответствующими навыками.
В последнее время, все больше пользователей выбирают облачный хостинг. Он пользуется ресурсами сразу нескольких виртуальных и физических серверов, объединенных в единую сеть. Кроме этого, к ней добавляются системы хранения данных. Все это позволяет клиенту платить только за те ресурсы, которые он использовал. При необходимости их можно уменьшить или наоборот добавить. Также есть возможность почасовой оплаты, что позволяет гибко настраивать потребление мощностей, например, в зависимости от времени суток.
К преимуществам такого вида хостинга относится:
- экономичность и хорошая масштабируемость;
- стабильная работоспособность, за счет динамического распределения мощности;
- гибкая настройка.
Несмотря на все свои преимущества, без недостатков все равно не обошлось. К ним можно отнести более высокую стоимость в сравнении с виртуальным хостингом, а также немного урезанный набор прав администрирования.
На что нужно обратить внимание при выборе хостинга
Перед тем как обращаться за услугой хостинга, необходимо оценить потребности веб-ресурса, и в зависимости от них, выбирать компании. Оценка потребностей позволяет понять, какая именно из разновидностей хостинга нужна.
Для новичков или владельцев простых сайтов, вроде лендингов, подойдет виртуальный хостинг. Одностраничные сайты не требовательны к ресурсам, поэтому нет смысла переплачивать за избыточную мощность. Если же речь идет про высоконагруженный проект или нестандартный софт, то предпочтение лучше отдать виртуальному серверу.
Для некоторых владельцев ресурсов крайне важна бесперебойная работа сайта, например, интернет-магазина. В этом случае стоит выбирать облачный хостинг. Для крупных компаний, подойдут выделенные серверы, поскольку их проекты, как правило, требуют максимум возможных ресурсов. Кроме этого, на таких серверах часто размещаются проекты игровой направленности.
У хостингов есть несколько параметров, по которым их можно сравнивать между собой. Чаще всего это:
- цена – оценивая этот параметр важно смотреть в будущее и оценивать перспективы дальнейшего развития. Базовый тариф у хостинг-провайдера может быть дешевый, однако более улучшенный будет стоить гораздо дороже, чем у остальных конкурентов. Поэтому по мере развития проекта, владельцу придется переплачивать. Чтобы избежать подобной ситуации рекомендуется изучить сразу все тарифные планы;
- скорость – здесь важно учитывать сразу два параметра: быстродействие и пинг. Первый отвечает за временной промежуток, за который сервер будет обрабатывать простой пользовательский запрос, второй отражает задержку при передаче данных пользователю. Чем меньше оба этих параметра, тем лучше качество соединения;
- местоположение хостинг-провайдера – если веб-сайт русскоязычный, то и хостинг стоит выбрать из тех, что находятся в России. В этом случае получится избежать проблем с техподдержкой, что положительно скажется на стабильности работы;
- uptime или время без простоев – данный показатель выражается в процентах и в идеале он должен быть равен 100%. Например, если uptime составляет 97%, то оставшиеся 3% приходятся на простои;
- качество техподдержки – проверить этот параметр можно с помощью дополнительных вопросов. Например, у хостера можно узнать о местонахождении их дата-центра или попросить более подробно объяснить процесс загрузки сайта на сервер.
Выбирая хостинг, важно понимать, что его можно легко поменять. Процесс переноса сайта довольно простой. Лучше всего заказать услугу сразу у нескольких хостинг-провайдеров, разместив у них небольшие тестовые проекты, после чего выбрать понравившегося.
Как заказать хостинга
Чаще всего хостеры размещают на своем сайте подробную инструкцию о том, как правильно заказать и оплатить нужную услугу. Если данная информация отсутствует, это повод еще раз задуматься о надежности этой компании.
Как правило, процесс заказа состоит из трех ключевых пунктов:
- выбор тарифного плана – он определяет число веб-сайтов, которое доступно для размещения, объем дискового пространства, объем ОЗУ, частоту процессора и еще ряд технических параметров. Многие компании предлагают бесплатный пробный период, а также скидки при оплате хостинга сразу на несколько месяцев;
- выбор системы управления контентом (CMS) – таких продуктов довольно много, поэтому хостинг-провайдеры предлагают своим клиентам различные решения. Обычно для стандартных многостраничных сайтов, блогов или новостных ресурсов выбирают такие системы WordPress, MODX или Joomla. Онлайн-магазины и высоконагруженные проекты используют OpenCart и «1С-Битрикс»;
- ввод персональных данных – для регистрации на сайте хостинг-провайдера необходимо указать почту, логин и придумать пароль. После этого система попросит ввести ФИО, паспортные данные и номер телефона. Личные сведения можно не указывать, но это чревато различными негативными последствиями. К примеру, не будет возможности восстановить пароль, войти в учетную запись, добавить нового владельца или управлять денежными средствами на счете.
После того, как все три шага пройдены, достаточно загрузить веб-сайт и добавить к нему доменное имя. В случае возникновения вопросов, техническая поддержка поможет их решить.
Бесплатный хостинг
Подавляющее большинство клиентов предпочитают пользоваться платными услугами. Это открывает доступ к более широким возможностям, а также гарантирует безопасность. Однако существуют и бесплатные аналоги. Они отлично подойдут для размещения учебных или тестовых проектов. Необходимо учитывать, что такой хостинг сопряжен с определенными ограничениями.
Прежде всего, это строгие правила, предъявляемые к публикуемым ресурсам. Так, многие провайдеры запрещают загружать платные проекты или сайты коммерческих компаний. Перечень запрещенных категорий обычно шире и их необходимо уточнять у самого хостера. Также имеется ограничение на дисковое пространство. Чаще всего объем сайта не должен превышать 1 ГБ, что для большинства проектов недостаточно.
Также нужно быть готовым к тому, что на сайте появится реклама. Запускать собственную рекламу владелец тоже не сможет. Количество объявлений, их тематика и частота появления регулируется хостером. Для некоторых веб-ресурсов, появление рекламных баннеров просто недопустимо. В этом случае от бесплатного хостинга придется отказаться.