Информацию можно передавать разными способами. Удобнее всего это делать через зрительные образы, которые имеют небольшие текстовые пояснения. Данный метод называется инфографика и его отличие от обычной иллюстрации легко проследить на конкретном примере.
Предположим, существует текстовая статья на автомобильную тему, к которой прилагается обычная картинка с машиной. Если на данном изображении выделить основные элементы (колеса, двигатель кузов и т.д.), пронумеровать их и подписать, то получится простая инфографика. Иными словами, данное изображение не только демонстрирует читателю автомобиль, но и рассказывает о нем. Такая информация хорошо воспринимается и быстро запоминается.
Что такое инфографика
Как было сказано выше, инфографика представляет собой графическое изображение, помогающее визуализировать информацию и быстрее ее запомнить. Ученые доказали, что человек воспринимает инфографику намного лучше, чем обычное описание или перечисление цифр. Гораздо проще один раз увидеть, чем несколько прочитать или услышать.
Кроме этого, иллюстрации позволяют передавать информацию напрямую в мозг, без одобрения принимающей стороны. Проще говоря, когда человек видит изображение, он автоматически его считывает и анализирует. С обычным текстом все обстоит иначе. Человек может осознанно отказаться его читать или прочитать всего пару слов, поняв, что содержание ему неинтересно. Именно поэтому очень часто люди игнорируют важную для себя информацию, например, инструкции. Если же они будут выполнены в формате инфографики, то упустить их из виду не получится.
Довольно часто, данный подход к представлению информации используется: в самолетах для информирования пассажиров о правилах безопасности, в поликлиниках для информирования пациентов о симптомах заболеваний и т.д. В инфографике сочетаются сразу несколько элементов визуализации – текст, анимация, диаграммы и видео.
Отличие инфографики от других видов графики
Отличительной чертой инфографики является возможность полноценной передачи информации. Она позволяет рассказать целую историю, посоветовать пользователю продукт или услугу, чему-то научить. В отличии от инфографики, которая является основным инструментом, иллюстрация представляет собой дополнение. С ее помощью можно гораздо лучше раскрыть текст и заставить читателя наглядно увидеть описываемое. Изображения не могут существовать сами по себе, поскольку они недостаточно информативны.
Многие путают инфографику с визуализацией данных. Последняя является методом, который широко распространен в науке и статистике. Например, в таком формате можно отобразить прирост населения или объем продаж, которые будут представлять собой график. Если же этот график дополнить небольшим комментарием и разместить его на специальном информационном носителе, то данный объект будет считаться инфографикой. Визуализация статистических данных активно применяется в инфографике и является одной из ее составных частей.
Видео-инфографика
Данным термином обозначают динамичную инфографику, которая сопровождается музыкой или закадровой речью. К этой категории можно отнести даже самые простые видеоролики, представляющие из себя последовательно сменяющиеся анимированные изображения. Чтобы добавить еще больше информативности используют звук. В формате видео-инфографики удобно создавать презентации, инструкции о отчеты.
Анимированная инфографика
Это короткие видеоролики или gif-анимация. Такой формат является промежуточным между статичным изображением и полноценным видеороликом. Анимация привлекает гораздо больше внимания и намного лучше запоминается. Во многом, это обусловлено подвижными элементами, за которыми пользователю интересно наблюдать. Это будет идеальным решением для сообщений, транслируемых в транспорте или коротких инструкций.
Сферы применения инфографики
Чаще всего ее используют в тех случаях, когда необходимо распространить информацию в условиях равнодушия, невнимательности и банального отсутствия интереса со стороны пользователя. Если человеку нужно приложить немало усилий для изучения и анализа определенного обращения, скорее всего он не будет этого делать. Данный подход объясним и логичен, поскольку реклама не содержит никакой жизненно важной информации.
Сегодня информационная среда невероятно агрессивна. Компании сражаются друг с другом за внимание пользователей. В таких условиях человек игнорирует десятки, а то и тысячи сообщений ежедневно. Если конкурирующая сторона сможет донести до потенциального потребителя нужную информацию раньше, то она будет иметь несомненное преимущество. Те же правила действуют в социальной сфере. Трудно воспринимаемое сообщение будет игнорироваться людьми, из-за чего они могут упустить важную информацию.
Инфографику можно встретить:
- в интернет-магазине – помогает представлять информацию о товаре в структурированном виде;
- на сайтах коммерческих организаций – рассказывает пользователям о виде деятельности компании и выгоде в случае сотрудничества;
- в рекламе – демонстрирует преимущества товара или порядок представления услуги;
- в интернет-журналах – формат инфографики отлично подходит для размещения определенного вида новостей;
- в инструкциях – помогает сделать процесс изучения более информативным и доступным;
- в кулинарных блогах – один и тот же рецепт могут опубликовать два разных автора. Больше просмотров будет у того, кто использовал визуализацию материала;
- в образовательных учреждениях – позволяет в структурированной форме представить правила поведения или ключевые тезисы прошедшего урока;
- в медицинских учреждениях – в этом случае речь идет про плакаты и информационные стенды, на которых собрана полезная информация, например, правила оказания первой помощи или инструкция по правильной чистке зубов.
Разновидности инфографики
Общепринятой классификации нет, поэтому ее различают по функциональным особенностям. К наиболее популярным разновидностям относят:
- хронологическая – демонстрирует изменения, произошедшие за определенный период времени. Во многих компаниях рост объема продаж представляют в формате таймлайна, сопровождаемого текстовыми блоками и иллюстрациями ключевых этапов;
- географическая – идеально подходит для демонстрации расположения магазинов или филиалов компании. Это помогает наглядно увидеть соответствие между конкретной торговой точкой, ее объемом продаж и количеством сотрудников;
- историческая – во многом похожа на хронологическую, но интерпретирует данные в разрезе истории. Дает возможность проиллюстрировать ключевые события и обозначить связи между ними;
- статическая – помогает наглядно показать итоги экспериментов, подсчетов или опросов. Для этого используются как иллюстрации, так и анимированные графики;
- социальная – ориентирована на освещение и привлечение внимания к определенной проблеме. Как правило содержит лозунг или призыв к совершению целевого действия;
- иерархическая – отражает структуру государства, общества или компании. Чаще всего применяется древовидная форма;
- динамичная – во многом похожа на хронологическую, но нацелена на раскрытие определенного явления или действия в динамике. С ее помощью удобно отражать изменение показателей;
- презентационная – информация преподносится сжато и тезисно, что помогает акцентировать внимание только на ключевых моментах;
- рекламная – демонстрирует пользователям преимущества услуги или товара, а также содержит призыв к совершению покупки;
- новостная – рассказывает пользователям о происшествиях или новостях;
- бизнес-инфографика – связана с финансовой сферой и сопутствующими бизнес-процессами;
- резюме – ориентировано на представление человека в разрезе его профессиональных качеств и достижений.
Дольно часто инфографику рассматривают с точки зрения основных процессов, характерных для конкретной сферы. Проще говоря, с ее помощью демонстрируют цепочку действий или создают памятки для сотрудников. Преимущество инфографики в том, что допускается применение нестандартных дизайнерских решений. Это дает возможность использовать разнообразные иллюстрации, иконки и шрифты.
Преимущества и недостатки инфографики
При создании контента довольно часто возникает вопрос: заменять ли текст инфографикой, совмещать оба варианта или ограничиться только исходным вариантом. Однозначно правильного ответа нет, и выбор зависит от совокупности нескольких факторов, таких как тематика проекта или веб-ресурса, сложность информации, ее объем, необходимость оптимизации и прочее.
К достоинствам можно отнести:
- привлечение внимания – контент, который выполнен в яркой, красивой форме, скорее всего заинтересует пользователя, чего нельзя сказать про обычный текст;
- простота восприятия – даже структурированный списками текст необходимо полностью прочитать. Инфографика доступна пользователю сразу и целиком;
- наглядность – воспринимать сообщение гораздо проще при наличии запоминающегося зрительного образа;
- возможность работы с большим объемом данных;
- виральный контент – пользователи гораздо охотнее делятся изображениями, чем текстом;
- уникальность – для инфографики можно создать запоминающийся дизайн, который поможет выделиться на фоне конкурентов. Как правило, компании создают материалы в стилистике собственного бренда;
- концентрация полезной информации – в инфографике отражается только самое главное. Для читателей это признак экспертности, который не останется незамеченным;
- ассоциации – текст с картинками запоминается намного лучше, поскольку у человека вырабатывается определенный ассоциативный ряд;
- возможность продвигать бренд – картинка на логотипе может стать популярной и ее начнут узнавать. В этом случае стратегию продвижения бренда можно построить вокруг лого;
- интересное представление скучной и объемной информации – чтобы визуальное представление информации на сайте или в приложении преобразилось, достаточно обратиться за помощью к профессиональному дизайнеру.
Несмотря на множество плюсов, инфографика не лишена слабых сторон. Прежде всего, это сложность реализации. Написать обычный текст намного проще. Как минимум, для этого не нужно заказывать услуги дизайнера. К тому же, такой формат не очень подойдет для серьезных тем. Люди воспринимают красочно представленную информацию, как нечто простое и несерьезное.
Некоторые темы требуют детального объяснения, поэтому схематичный подход не даст желаемого результата. Он упростит восприятие, но не позволит углубиться в тему и досконально ее изучить. Минимизировать данный недостаток поможет интересное краткое содержание, которое побудит ознакомиться с полной версией материала.
Самостоятельное создание инфографики
Для создания по-настоящему качественной инфографики, необходимо проделать сложную работу, состоящую из нескольких этапов. Прежде всего необходимо сформулировать главную тему. Без этого не стоит продолжать работу. Не понимая суть проекта, невозможно его реализовать на должном уровне.
Как только это будет сделано, можно приступать к проведению исследования. Пользователи относятся к инфографике, как к авторитетному источнику с проверенной информацией. Не стоит апеллировать приблизительными данными или оценочными суждениями. На проведение исследования необходимо выделить достаточно времени. Читатель хочет получить максимально информативный и полный материал.
При анализе темы, ее необходимо рассматривать под разными углами. У читателя не должно сложиться ощущения навязывания определенной точки зрения. Гораздо лучше, если он проанализирует разные позиции и сделает вывод самостоятельно. Для большей информативности и наглядности стоит воспользоваться цифрами. Данные, представленные в конкретных значениях, пусть и приблизительных, воспринимаются как более точные.
Следующим этапом является разработка. Приложения могут создавать как под ПК, так и под мобильные устройства. В некоторых случаях, проект стоит адаптировать под все виды устройств. Полученный результат необходимо внимательно проанализировать. Чаще всего для этой цели выпускается пробная версия, которую оценивает тестовая группа пользователей.
В ходе проверки нужно понять, в каких доработках нуждается проект. Правильно расставленные приоритеты могут сильно сказаться на успехе инфографики. Кроме этого, необходимо убедиться, что конечному пользователю будет понятно содержимое. В профессиональной среде довольно часто встречаются слова и термины, незнакомые простому читателю. Их стоит переводить на простой и понятный язык.
Особенно важно, чтобы все сообщение воспринималось как единый, целостный материал. В нем не должно быть ничего лишнего. Все предложения связаны, абзацы дополняют друг друга, изображения и графики не выбиваются из общей стилистики.
Правила создания
В инфографике текст выполняет одну единственную функцию – дополняет визуальный образ. Именно поэтому слов должно быть по минимуму. Качественная инфографика может обойтись вовсе без них. Однако полностью исключать текст все же не стоит.
Между всеми объектами должны быть выстроены тесные взаимосвязи. Для этого их можно пронумеровать или показать стрелками определенную последовательность. Не стоит пренебрегать фоном. Его цвет отвечает за восприятие всей информации. Например, для инфографики, посвященной медицинской тематике, подойдут светло-синие оттенки.
Не стоит использовать множество различных шрифтов. Будет достаточно всего двух: один для заголовка, другой – для всего остального текста. Для выделения особо важных моментов подойдет курсив или жирное начертание.
При работе с визуальной составляющей важно подбирать элементы, сочетающиеся в стилистическом плане. Необходимо избегать эклектики дизайна и потери общей концепции внешнего вида. Для этого рекомендуется заранее разработать дизайн, который будет учитывать все особенности проекта.
Во многом, внешний вид будет зависеть от устройства, с которого просматривается контент. Этот аспект влияет на большинство элементов визуальной составляющей. Специалисты советуют разрабатывать сразу два дизайна: для десктопных и для мобильных устройств.