Личный кабинет считается одной из важных функциональных частей любого интернет-магазина. В них потребители хранят персональные данные для оформления заказов, избранные товары, историю покупок и другую полезную информацию. Аналогичный функционал полезен и при оптовых закупках. Несмотря на то, что ЛК многократно демонстрировал свои преимущества, многие компании не спешат реализовывать его на своих площадках.
Преимущества B2B личного кабинета
B2B-модель подразумевает определенные особенности, характерные для покупок, совершаемых юридическими лицами. Личный кабинет должен быть спроектирован таким образом, чтобы клиент мог быстро подобрать нужные позиции, узнать актуальные остатки на складе, оперативно оформить заказ, обменяться с менеджером электронной документацией и отследить статус заказа.
B2B-портал значительно упрощает работу менеджеров и повышает уровень лояльности со стороны оптовых заказчиков. Система предлагает клиенту персональные предложения, уведомляет о новых событиях и скидках. Статистика показывает, что компании, реализовавшие ЛК в своем оптовом интернет-магазине, значительно увеличили свою прибыль. При этом им не потребовалось расширение штата.
Отличия между B2B и B2C личными кабинетами
Личные кабинеты в стандартных и оптовых интернет-магазинах имеют много общего. Но несмотря на это, между ними есть несколько принципиальных различий. Прежде всего, речь идет о расширенном наборе данных, которые контрагент указывает в своем профиле. Регистрируясь на сайте, клиент должен ввести личные данные менеджера и информацию об организации, размещающей заказы. Сюда входит номер банковского счета, юридический адрес, ОГРН, ИНН и пр. Также ЛК должен быть синхронизирован с сервисом проверки контрагентов. Популярными решениями являются «Контур Фокус» и DaData.
К другим отличиям относятся:
- персонализация – информация о товарах, публикуемая в личном кабинете, может меняться в зависимости от предыдущих взаимодействий с контрагентом и объема заказов;
- мультиаккаунты – они помогают в тех случаях, когда компания клиента имеет несколько юрлиц или филиалов. В этом случае должен быть реализован специальный функционал, например, разбиение заказа по пунктам выдачи, данные по остаткам товара на разных складах, корзина с избранными позициями и т.д.
- скачивание и формирование отчетов – чтобы работа с контрагентами проходила без сбоев, в ЛК должна быть реализована возможность создавать и загружать финансовую документацию, а также проводить акт сверки бухгалтерской отчетности.
Какие бывают B2B личные кабинеты
Личные кабинеты для B2B-клиентов бывают нескольких видов. Каждый из них имеет свои уникальные особенности и функциональные возможности, продиктованные спецификой работы специалистов, которые с ними взаимодействуют. Например, производители продукции работают с ЛК дистрибьютора, а дистрибьюторы – в ЛК дилеров. Если речь идет о розничной компании, то личный кабинет должен быть ориентирован на юридических лиц. Чтобы лучше понимать, чем отличаются вышеперечисленные виды, каждый из них стоит рассмотреть более подробно.
Личный кабинет для клиентов производителей
Данный инструмент работает со всеми этапами продаж, начиная с планирования и заканчивая закупками. Личный кабинет должен помогать потребителю оформлять плановые заявки. В них указывается сколько и какой продукции компания планирует приобрести. При этом они могут корректироваться даже после оформления сделки.
Кроме этого клиент может создать дополнения к действующему договору. Функционал личного кабинета позволяет оптовым контрагентам самим формировать допсоглашения на продукцию. Единственное условие – объемы должны быть заранее согласованы. Еще одна особенность – возможность резервировать остатки товара на складах. Если определенные позиции не были до конца распроданы, они могут быть приобретены по более низкой цене. Для этого достаточно оформить соответствующую заявку.
Личный кабинет для клиентов дистрибьюторов
B2B-порталами активно пользуются клиенты дистрибьютеров – дилеры. Для них ключевым достоинством работы через личный кабинет является гибкий подход к формированию цены. Данный процесс определяется объемом закупок. Среди других преимуществ принято выделять:
- синхронизацию с различными программами лояльности;
- возможность управления вложенностью каталогов;
- персональные условия и цены;
- настраиваемые принципы хранения товара;
- настраиваемую скидку, меняющуюся в зависимости от клиента и приобретаемого товара;
Кроме этого ЛК позволяет просматривать подробную историю заказов. Потребитель может выбрать период и посмотреть какие товары и в каком объеме он приобретал. Еще одним важным преимуществом является информативный и функциональный административный интерфейс. Он позволяет просматривать адреса доставки, автоматически добавлять их к заказу, а также переносить в ЛК информацию о товарах из других источников.
Личный кабинет для клиентов розничных магазинов
Розничным компаниям рекомендуется разделять личные кабинеты в зависимости от категории потребителей (юридическое или физическое лицо), а также создавать мультиаккаунты. В этом случае ЛК могут отличаться друг от друга как содержанием, так и функциональными возможностями. Самое главное – четко понимать, для какой категории покупателей они создаются.
Ключевые разделы личного кабинета
Качественный и современный личный кабинет обладает определенным набором базовых функций и разделов для удобной работы с оптовым интернет-магазином.
- Сведения о клиенте. Во многом этот раздел похож на те, что используются в стандартных интернет-магазинах. Единственное отличие состоит в объеме информации, которую необходимо заполнить клиенту. Помимо личных данных (ФИО, телефон, почта), нужно ввести название организации и все реквизиты, позволяющие ее идентифицировать.
- Корзина и информация о заказах. Раздел хранит подробную историю заказов и оплат. Рядом с каждой позицией отображается полное название, цена, предоставленная скидка и ссылка на товар в каталоге. Если товар еще не был доставлен, клиент может отследить его статус. Из приобретенных ранее товаров могут формироваться новые заказы, что значительно быстрее поиска нужных позиций в каталоге.
- Каталог. Каталог оптового интернет-магазина отличается от розничных аналогов. Но это не значит, что товарные карточки должны отображаться исключительно в табличной форме. Личный кабинет создается для удобства клиентов, поэтому важно создать визуально адаптированную версию каталога (с подробными описаниями и картинками), которую при необходимости можно переключить на табличную.
- Не стоит забывать и про функции сортировки. Каталог должен быть реализован таким образом, чтобы в нем можно было отобрать позиции по стоимости, названию, дате добавления, наличию изображения, срокам годности, габаритам и другим параметрам.
- Обратная связь. В личном кабинете должна быть форма обратной связи с возможностью просмотра предыдущих обращений клиента в службу поддержки. В этом же разделе стоит разместить блок для связи с персональным менеджером. Это позволит компании более оперативно решать клиентские вопросы и повысит уровень лояльности к магазину.
- Администрирование ролей. Организации контрагентов бывают разного размера. В крупных компаниях за покупки может отвечать сразу несколько менеджеров. Также доступ к ЛК нужен финансовым специалистам и руководителям. Первые занимаются формированием отчетности, для которой могут потребоваться определенные данные о закупках, а вторые – изучают историю взаимоотношений с магазином и принимают решение о дальнейшем сотрудничестве.
- Документы. С каждым годом бизнес все активнее переходит на электронный документооборот. В личном кабинете должна быть реализована функция формирования и скачивания любых необходимых отчетов, договоров и другой финансовой документации. Внедрение подобного функционала станет весомым конкурентным преимуществом.
- Финансовая информация. Безопасность – один из важнейших аспектов работы B2B-портала. Сотрудничать нужно исключительно с надежными контрагентами. Для этого личный кабинет подключают к специализированным сервисам, помогающим проверять юридические лица. Если проверка прошла успешно, в ЛК появляется подробная финансовая информация о совершенных сделках.
- Контактная информация. В данном разделе находится подробная информация о доступных способах получения товара. Клиенты пользуются различными форматами, поэтому в ЛК должны быть собраны адреса складов, пунктов выдачи, офлайн-магазинов и других точек.
- Специальные цены. В любом личном кабинете публикуется информация о персональных скидках и ценах. ЛК B2B-клиента имеет ряд особенностей, среди которых возможность настраивать цену товара в зависимости от разных факторов. К ним относится история сотрудничества, география и сложность доставки, объем заказов и т.д.
- Претензии. Обработка претензий – важный этап работы с любыми заказчиками, в том числе и оптовыми. С помощью личного кабинета потребитель может привлечь внимание к возникшей проблеме и в случае необходимости сформировать пакет документов для оформления возврата.
- Бонусы и спецпредложения. Этот раздел содержит информацию об индивидуальных бонусах и спецпредложениях, доступных клиенту. Важно, чтобы контрагент мог ознакомиться с условиями акции, количеством доступных для него баллов и другой статистикой. Оптимизировать работу, связанную с данным функционалом, поможет интеграция ЛК с программами лояльности.