Самое интересное начинается не когда компания заказывает интернет-магазин, а когда его запускают в работу. Важный фактор успешного запуска и окупаемости интернет-магазина — правильный расчет экономики проекта. Каким бы красивым и удобным ни был интернет-магазин, но если товары не пользуются спросом, наценка оказывается ниже накладных расходов или много возвратов из-за низкого качества товара, компания получит только убытки.
В статье рассказываем, как посчитать окупаемость интернет-магазина, и почему это важно сделать до того, как вы заказываете проект разработчикам.
Как запустить интернет-продажи?
В какой-то момент многие компании, работающие офлайн, решают выйти на новый уровень, поднять продажи и прибыль за счет e-commerce. Успешный и прибыльный интернет-магазин требует множества компетенций: экономика, разработка, автоматизация бизнес-процессов, аналитика, контент и маркетинг.
Важно перед тем, как открыть интернет-магазин, понять, какие задачи для компании он должен решать и какой результат хотят получить собственники бизнеса.
Срок окупаемости
Важный вопрос при разработке бизнес-плана для интернет-магазина — через какое время он окупится. В Рунете существует множество моделей разной степени сложности, которые помогут рассчитать окупаемость нового интернет-магазина. Все нюансы ни одна пошаговая модель не учитывает, но расчеты помогут увидеть картину в целом.
Выбрать модель и рассчитать окупаемость лучше до запуска проекта. Это поможет заранее понять покроют ли продажи вашего товара, затраты на разработку площадки, закупку товара, рекламу и прочие необходимые траты.
Для расчета срока окупаемости нужны базовые понятия доходов, расходов и умение делать динамические расчеты.
Траты:
- оформление документов;
- разработка сайта — полностью готовый шаблон, доработанный шаблон, разработка с нуля;
- возможная аренда офиса для сотрудников интернет-магазина;
- заработная плата сотрудникам;
- налоги;
- реклама;
- аренда склада для хранения продукции;
- работа со службами доставки и т.д.
Теперь посмотрим вариант дохода на примере интернет-магазина одежды.. В развитых странах нормой дохода для интернет-магазина в этой сфере считается 30-40%.
Задача с расчетами усложняется, если вы покупаете товар в одной валюте, а реализуете его в другой. Например, одежду приобретаете в евро, а продаете в рублях.
Расчет окупаемости
Самая простая инструкция для расчета окупаемости предлагает сложить все расходы и все доходы и поделить на равные доли. Но она не учитывает разовые траты, например, на оформление документов, и регулярные — на ежемесячное пополнение ассортимента.
Стоит учитывать, что расчеты на бумаге всегда будут отличаться от реальной ситуации. Потому что от незапланированных трат никто не застрахован. Утерянный товар, срыв сделки, слитый впустую рекламный бюджет…. Все учесть при первоначальном расчете невозможно. Поэтому срок окупаемости может сдвинуться в обе стороны от ожидаемого.
Какие магазины окупаются быстрее
Существуют ниши, в которых интернет-магазины окупаются быстрее, из-за популярности товара, и более узкие сферы с длительным сроком окупаемости. Но с первой категорией все не так просто. Там уже давно сформировались лидеры, которые работают не один год, и в целом рынок высококонкурентный. Новички не всегда могут выдержать высокий уровень конкуренции, и многие сдуваются уже через пару месяцев. К первой категории относятся:
- продукты питания;
- электроника и гаджеты;
- одежда и обувь;
- косметика;
- детские товары.
Поэтому вторая категория более нишевых товаров может и показаться менее привлекательной, но только на первый взгляд. Конкуренции тут меньше, и есть шанс развить успешный бизнес.
Заключение
Посчитать окупаемость интернет-магазина необходимо. Но не стоит ориентироваться только на полученные показатели. Большинство формул не учитывает действия конкурентов, возможные изменения в законодательстве и т.д.