Слаженная работа команды – залог успеха в абсолютно любой сфере. Именно поэтому руководитель должен разбираться в принципах управления, в частности понимать, что такое операционный менеджмент и для чего он нужен.
Что такое операционный менеджмент
Глобально, под операционным менеджментом понимают оптимизацию рабочих процессов, связанных с производством товаров и услуг. Проще говоря, это набор определенных правил, с помощью которых можно добиться лучшего результата, снизив при этом затраты.
Предположим, что предприятие изготавливает стеклянные люстры и продает их заказчикам по 5 тыс. рублей. Со временем материалы становятся дороже, и, если ничего не менять, фирме придется поднимать цены на свои изделия. В этом случае часть клиентов может уйти. Проведя анализ рабочих процессов и затрат, руководство принимает решение использовать вместо стекла пластик. В результате себестоимость снижается, и конечная цена не меняется.
Пример качественного операционного менеджмента – известная во всем мире компания IKEA. Сокращение издержек происходит за счет переноса производственных мощностей в страны с более дешевой рабочей силой, а также строительства магазинов за городской чертой, где арендная плата значительно ниже.
Довольно часто операционный менеджмент рассматривают через призму управления людьми. С данной интерпретацией должен быть знаком любой руководитель, будь то начальник небольшого отдела или генеральный директор компании. Если взглянуть на «пирамиду управления», то у ее основания будет именно оперативное управление.
Направления в операционном управлении
Впервые описание принципам операционного менеджмента дал французский инженер Анри Файоль. Он рассматривал пять основных функций в управлении, а именно: мотивацию, планирование, координацию, контроль и организацию.
На основе этих функций были сформированы ключевые обязанности руководителя:
- постановка целей и задач перед сотрудниками;
- распределение задач между работниками, учитывая их личностные и профессиональные качества. Если у человека получается генерировать интересные и уникальные идеи, ему стоит давать соответствующее задание;
- мотивация и поощрение сотрудников;
- контроль за выполнением поставленных задач;
- проведение анализа полученного результата.
Начинающему руководителю предстоит освоить большое количество навыков и умений. К примеру, он должен научиться делегировать задачи, принимать верные и взвешенные решения в стрессовых ситуациях, проводить декомпозицию целей и многое другое.
Основные цели и задачи операционного менеджмента
Операционный менеджмент помогает руководителю найти инструменты, с помощью которых он сможет грамотно выстроить работу своего коллектива, тем самым увеличив эффективность его работы.
Сегодня на рынке довольно сложно встретить компанию, в которой изначально готовят будущих управленцев: учат грамотно и аргументированно отстаивать свое мнение, развивают навыки работы с коллективом и т.д. Обычно должность руководителя достается исполнителю, который смог себя проявить, показал свою дисциплинированность, а также продемонстрировал лояльность к компании.
После повышения такой сотрудник остается «специалистом», который теперь должен руководить другими специалистами. Именно здесь необходимо воспользоваться оперативным управлением. Благодаря ему вчерашний рядовой сотрудник поймет базовые принципы организации работы в команде.
Какие подразделения нуждаются в операционном управлении
Сложно представить компанию или отдел, который в нынешних условиях сможет работать без оперативного управления. Именно поэтому знания операционного менеджмента пригодятся абсолютно любым руководителям, независимо от того, какой отдел они возглавляют и насколько большая у них команда.
Важно понимать, что деятельность руководителя не сводится только к управлению своими подчиненными. Он регулярно взаимодействует с другими отделами и вышестоящим руководством. Если человека, который не понимает каким образом должна быть организована командная работа, то компания очень быстро погрязнет в неразберихе, хаосе и постоянно «горящих» дедлайнах.
Кто такой операционный менеджер
Перед операционным менеджером или директором стоит задача – грамотно и эффективно организовать рабочие процессы, протекающие внутри компании. Совместно с сотрудниками он создает систему управления целями, ориентируясь при этом на стратегию развития компании.
В некоторых организациях операционный менеджер следит за процессами технической направленности. Например, он определяет какими программными продуктами будут пользоваться сотрудники для выполнения поставленных задач. Наравне с руководителем операционный менеджер должен понимать принципы управления командой, планирования рабочего процесса и контроля работы и анализа результатов.