Визуализация многих брендов строится на основе бесшовных рисунков, что помогает привлекать внимание потенциальных клиентов. Такой прием был бы невозможен без паттернов, которые уже давно закрепились в графическом дизайне и смежных отраслях.
Что такое паттерн
В широком смысле под паттерном понимают главный графический элемент в дизайне. По сравнению с логотипом или иллюстрациями он помогает максимально точно передать настроение бренда. Если же говорить более предметно, то паттерн – это бесшовный, повторяемый определенное количество раз рисунок. При этом его цвет, периодичность и расположение соответствуют регламенту.
Человека постоянно окружают примеры паттернов. Их можно встретить на одежде, элементах декора, предметах интерьера, упаковке и многом другом. Популярная социальная сеть «ВКонтакте» создала свой бесшовный паттерн из элементов собственного логотипа, а для усиления выразительности воспользовались оттенками из корпоративной палитры.
Особенности паттернов
Стандартный паттерн обладает определенными характеристиками:
- однородность – в условиях отсутствия композиционного центра все элементы равноценны по отношению друг к другу;
- бесшовность – позволяет неограниченно копировать паттерн;
- масштабируемость – паттерны без проблем могут как уменьшаться, так и увеличиваться;
- ритмичность – используемые элементы должны задавать определенный ритм, который считывается целевой аудиторией;
- единство стиля – все компоненты не должны выбиваться из общей стилистической концепции.
Не менее важной чертой для паттерна является универсальность. Проще говоря, рисунок должен одинаково хорошо смотреться на любых объектах разного размера: от записной книжки до рекламного баннера. Обрезка рисунка никак не скажется на его целостности, а отсутствие швов заметно упростит работу при взаимодействии с большими поверхностями.
Создание паттерна – довольно сложная задача. Дизайнер должен поймать ритм, избежать появления так называемых паттерных дыр и не перенасытить рисунок элементами. Если один из компонентов пропадает, ритм нарушится, и при копировании будет образовываться пустая область.
Разновидности паттернов
Довольно часто можно встретить классификацию, основанную на типах элементов, однако подобное деление не совсем корректно, поскольку в этом случае существовали бы десятки различных видов. Куда более правильно рассматривать паттерны через призму типографики, использующую геометрические и растительные мотивы, буквы, цифры и прочее.
Паттерны принято делить на две обширные категории:
- структурированные – содержат определенную последовательность элементов;
- хаотичные – полностью отсутствуют любые закономерности в расположении.
В качестве альтернативы может использоваться классификация, построенная на принципе консистентности. Данный показатель отвечает за количество внимания, которое целевая аудитория уделит определенному рисунку. Здесь выделяют также два типа:
- паттерны главного вида – являются ключевым средством визуализации для бренда, поэтому на них обращают максимум внимания. Такие паттерны представляют собой самостоятельную часть брендинга. Они применяются на всей продукции, включая упаковку и сувениры. Их структура более сложная и предполагает наличие большого количества элементов, цветов и оттенков;
- паттерны дополнительного вида – вспомогательный инструмент, рассчитанный на непродолжительную дозу внимания. Типичный пример – упаковочная бумага. Потребитель понимает, что она имеет отношение к бренду, однако срок службы такого паттерна короткий. По сути, это объект для быстрого привлечения внимания.
Типы паттернов
Нынешний графический дизайн обладает большим количеством всевозможных стилей для паттернов. Не стоит воспринимать паттерн как незамысловатый узор. Довольно часто он состоит из сложных деталей, которые можно встретить в логотипе или других элементах, связанных с брендом. Сегодня среди дизайнеров распространены несколько типов узоров, которые они применяют в своих работах чаще всего.
- Геометрический. За основу здесь берутся геометрические фигуры, чередующиеся согласно определенной последовательности. Совсем не обязательно задействовать только одну фигуру, многие паттерны состоят из комбинаций, куда входят квадраты, овалы, треугольники и прямоугольники.
- Абстрактный .Такие паттерны позволяют наделить дизайн элементами современного искусства. Однако чаще всего такие рисунки содержат большое количество компонентов, что приводит к перегрузу. Поэтому использовать такие узоры нужно осторожно.
- Минималистский. Основу минимализма составляет воздух и обилие свободного пространства. Схожие принципы применимы и к этим паттернам. Они не создаются для привлечения пользователя, их главная задача – стать качественной основой, на которую будут опираться другие элементы.
- С персонажами. Подобные паттерны распространены в дизайне текстиля, преимущественно детского. Как правило, такие узоры содержат образы животных или людей. При этом они гармонично смотрятся с дизайнерскими трендами.
- Паттерн на основе лого. Часто за основу бесшовного паттерна берутся определенные части логотипа. Это делается для повышения узнаваемости. Знакомые потребителю оттенки и геометрические формы преобразуются в узор, который наравне с лого, будет ассоциироваться с компанией или брендом.
- Типографика. Визуальная составляющая таких изображений строится вокруг слов или отдельных букв. Комбинирование происходит по определенным правилам, включающим расстояние между элементами, их цветовую палитру и угол наклона. При создании подобных узоров дизайнер должен убедиться в том, что шрифт не противоречит философии бренда и его ценностям.
Где применяются паттерны
Чаще всего паттерны встречаются в фирменном стиле. В последние годы это стало настоящим трендом. Их используют при оформлении визиток, создании веб-сайтов, разработке логотипа, производстве мерча и т.д.
В брендинге паттерны служат разделительным элементом, при помощи которого можно акцентировать внимание на определенных сегментах, создавать различные совместные проекты и коллаборации, разграничивать разные продуктовые линейки и многое другое.
При этом у бренда может быть не один, а сразу несколько паттернов, которые используются в зависимости от задач и текущей ситуации. К примеру, многие бренды используют паттерны для разделения своей продукции на эконом- и премиальный-сегмент.
Кроме этого, паттерн помогает создать ощущение единого стилистического пространства. Такой подход широко распространен в фэшн-индустрии. Его можно увидеть как на главных позициях, так и на второстепенных, где период взаимодействия с потребителем очень короткий.