Чтобы привлечь внимание к продукту многие компании взаимодействуют со СМИ. Это эффективный способ рассказать людям о своем товаре или услуге. Главной особенностью такого подхода является необходимость писать качественные пресс-релизы. При их составлении стоит придерживаться нескольких универсальных рекомендаций, которые подойдут абсолютно для любой сферы.
Что такое пресс-релиз
Пресс-релиз представляет собой небольшое информационное сообщение, адресованное прессе. В нем компания обозначает свою позицию, высказывает мнение или делает анонс грядущего события. Причин для выпуска пресс-релиза масса, но обычно это происходит в связи с:
- мероприятием – событие, которое потенциально вызовет интерес аудитории (мастер-классы, выставки или акции), можно представить в формате пресс-релиза;
- выходом нового продукта – яркий пример, компания Apple, выпускающая такие сообщения за несколько дней, до официального старта продаж.
Базой для пресс-релиза является новость, поэтому он должен быть информативным и актуальным. При этом в него не рекомендуется интегрировать более одной новости. В противном случае возрастает риск ввести аудиторию в заблуждение. Описание сразу нескольких событий размывает акценты.
Разновидности пресс-релизов
В зависимости от того, какую цель преследует публикация, меняется и характер пресс-релиза. Он может быть:
- информационным – подобное сообщение рассказывает аудитории о компании, ее продукции или услуге. Как правило, в тексте есть слова о выходе на принципиально новый уровень, повышении качества и т.д. В таком материале отражаются успехи, которые были достигнуты на протяжении всей работы;
- анонсирующим – в этом случае рассказывается о предстоящем событии. Текст приглашает читателя принять участие в мероприятии, а также обозначает его идеи, цели и план проведения;
- новостным – в сообщении рассказывается о недавнем событии. Оно содержит массу подробностей, среди которых имена известных участников, результаты и прочее. Иногда его называют итоговым пресс-релизом.
Чтобы пресс-релиз дал нужный эффект, необходимо правильно подобрать его тип, который будет учитывать особенности события, а также цели и задачи самой компании.
Структура пресс-релиза
Встречается мнение, что пресс-релизы морально устарели и от них нужно отказываться. Якобы, это неинтересный и скучный формат с нерелевантной аудиторией. Подобные слова в корне не верны, но прежде чем это доказать, стоит понять для чего на самом деле компании используют пресс-релиз.
Его ключевая идея – коммуникация с целевой аудиторией, которая должна увидеть в информационном пространстве конкретное сообщение и прочитать его. Оформление пресс-релиза не играет большой роли. Он может представлять из себя интервью, видеоролик или статью в газете.
Чтобы писать качественные и эффективные пресс-релизы, нужно четко понимать их структуру и особенности каждой из составных частей:
- Заголовок. Это первое, что увидят и прочтут люди. На основе этого они примут решение, дочитывать материал до конца или нет. Поэтому заголовок должен быть интересным и привлекательным. Его главная задача – заинтересовать читателя. При этом не стоит придумывать чересчур длинные заголовки. Чем короче, тем легче они будут читаться и привлекательнее выглядеть. Если длина находится в пределах 110 символов ими можно делиться в социальных сетях.
- Лид. Это второй по степени важности элемент пресс-релиза. Лид является небольшим вступлением перед основным текстом, своего рода подводка к главной идее сообщения. Эта часть дает ответы на все ключевые вопросы читателя. Хороший лид содержит информацию о самой новости, действующих лицах, месте и дате проведения, а также причинах, по которым это событие настолько важно. Здесь важно сохранить баланс. Подводка не должна быть короткой, чтобы вместить в себя всю необходимую информацию, но при этом не слишком затянутой. В противном случае читатель может потерять интерес.
- Источник. В случаях, когда основу пресс-релиза составляет информация из сторонних источников, необходимо привести все ссылки. Это сделает материал более достоверным в глазах целевой аудитории. Также нужно убедиться в достоверности информации. Если факты являются фейком, то использовать их в тексте не нужно.
- Детали. Пресс-релиз должен содержать только самую главную информацию. Чем больше таких деталей, тем лучше. Не стоит писать длинные тексты, нужно дать репортерам краткие, но при этом интересные вводные, на основе которых они смогут сделать качественный материал.
- Цитаты. Читатели любят цитаты. Благодаря им в тексте появляется альтернативный взгляд на происходящее, что делает пресс-релиз более интересным и разнообразным. Кроме этого они улучшают структуру материала. Он становится более легким для восприятия.
- Контактная информация. В пресс-релиз следует добавить контактные данные, чтобы представители СМИ могли связаться с компанией, задать уточняющие вопросы или попросить об интервью. Если в сообщении не будет этого пункта, вероятность публикации заметно снижается.
- На что обратить внимание. Перед тем, как заниматься составлением пресс-релиза, важно иметь представление о том, кто является его целевой аудиторией. Одно и то же событие можно освещать по-разному. Читателям узкопрофильного издания и многотиражной газеты интересны разные вещи. Поэтому рекомендуется писать несколько версий одного пресс-релиза, которые будут нацелены на разную аудиторию. Отправляя сообщение в издание, нужно понимать его специфику. Для написания качественного материала журналистам важны ключевые моменты и если они не соответствуют общему тону, публикация скорее всего не выйдет.
Как написать пресс-релиз
Вначале нужно определиться с целью пресс-релиза. Сообщение должно быть четким, лаконичным, без воды, но при этом интересным для потенциальных читателей. Стандартный объем текста не превышает 2,5 тыс. знаков без пробелов. Лучше всего ориентироваться на стандартный лист А4. Если пресс-релиз получается больше, нужно подумать от каких деталей можно отказаться.
У текста должен быть короткий заголовок, передающий его суть. Прочитав название, человек должен понять, о чем пойдет речь ниже. Абзацы также лучше делать небольшими. В них не стоит использовать более 5-6 предложений. Все дело в том, что человеку будет сложно понять главную идею, если в одном логическом блоке будет несколько разных мыслей.
Для написания качественного пресс-релиза нужно следовать следующим правилам:
- не использовать канцеляризмы, элементы разговорной речи или жаргонизмы;
- местоимения заменять названиями компаний;
- сократить количество причастных и деепричастных оборотов. Они усложняют текст и делают его более запутанным;
- избегать оценочных суждений и при необходимости заменять их фактами;
- использовать в тексте ключевые слова, на которые обратит внимание читатель;
- текст должен быть снабжен гиперссылками, ведущими на сайт организации.
Отдельно, стоит уделить внимание оформлению. Его лучше выполнять в минималистичном тоне, то есть не использовать смайлики, яркие цвета и нестандартные шрифты. В качестве дополнения к тексту можно приложить графические баннеры.
После того как пресс-релиз готов, необходимо внимательно проверить его структуру и содержание. Желательно сделать это несколько раз, чтобы убедиться, что он соответствует ключевым требованиям:
- рассказывает об одной конкретной новости;
- имеет короткий, но интересный заголовок;
- не превышает объем в 400 слов;
- подкреплен достоверными фактами.
Если все вышеперечисленные условия соблюдены, то вероятность попасть во многие СМИ достаточно высока. Самое главное, отправить сообщение в нужный момент. Если речь идет о товаре, то лучше сделать это заранее, чтобы подогреть интерес потребителей. Если пресс-релиз новостной, затягивать не стоит, поскольку событие может потерять свою актуальность.