В творческих профессиях очень часто приходится начинать работу «с нуля». Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки необходимо вдохновение. Однако найти его бывает совсем не просто. В этом могут помочь референсы, без которых в современном дизайне не обойтись.
Что такое референсы
На русский слово «reference» переводится, как «пример» или «отсылка». По сути, это набор определенных визуальных материалов, от которых «отталкиваются» в процессе разработки новых, уникальных идей.
С точки зрения дизайна референсом может быть любой объект, изображение или видео. Самое главное, чтобы он вызывал определенные ассоциации у художника во время работы над проектом. При этом, в рамках одной работы таких «отсылок» может быть несколько.
Для чего нужны референсы
В сфере веб- и графического-дизайна референсы помогают решить следующие задачи:
- развитие насмотренности – от ее нехватки обычно страдают начинающие специалисты. Как правило их работы однообразны и полны заимствований, что сложно назвать уникальным и качественным продуктом;
- поиск вдохновения – когда в голову не приходит ни одной идеи, полезно изучить работы схожей тематики. Это поможет определиться с визуальным стилем и найти интересные детали;
- соответствие трендам – в дизайне, как и в любой другой творческой профессии, регулярно появляется что-то новое: цветовые решения, новые приемы и стили. Референсы помогают следить за актуальными нововведениями и перенимать новый опыт;
- расширение багажа знаний – знать абсолютно все изобразительные приемы невозможно, поэтому изучая чужие работы, появляется возможность узнавать что-то новое;
- защита от повторов – благодаря референсам, дизайнер понимает, какие решения используются чаще остальных. От их использования лучше отказаться, поскольку работа будет выглядеть банально;
- погружение в контекст – существует много сфер с крайне высоким уровнем конкуренции. В них необходимо выделиться любыми доступными способами. Сформировав набор базовых примеров, дизайнер поймет в какую сторону необходимо развивать проект.
Кроме этого референсы помогают специалисту при взаимодействии с заказчиком. С их помощью можно продемонстрировать, каким по мнению дизайнера будет конечный результат. Они дают возможность аргументированно обосновать идею. Клиенту будет намного проще принять решение, когда он увидит примеры и поймет, в каком направлении предлагает работать специалист.
Где применяются референсы
Референсы – это неотъемлемая часть работы с визуальным контентом. Чаще всего они используются в следующих областях:
- веб-дизайн – при создании макетов для сайтов, лендингов или рекламных баннеров, референсы помогают задать вектор дальнейшего развития;
- графический дизайн – разработка фирменного стиля, куда входит логотип, упаковка, рекламные материалы и прочая айдентика;
- гейм-дизайн – благодаря референсам создаются новые персонажи и разрабатываются футуристичные миры;
- брендинг – создать образ и визуальный стиль, который будет отличать бренд на фоне конкурентов, без референсов практически невозможно;
- фотография – при помощи референсов фотографы генерируют новые идеи для съемок. Это касается не только сюжета, но и цвета, стиля и композиции;
- дизайн одежды – создание интересных силуэтов, форм и принтов происходит во многом благодаря широкой насмотренности дизайнера, которой не было бы без референсов.
Разновидности референсов
Референсом может быть практически все что угодно. Если речь идет про стандартную 2D-графику, то это фото, видео, макеты, иллюстрации и прочее. В случае с 3D-изображениями, за основу можно брать отдельные предметы, пейзажи или полноценные анимированные сцены.
Нередко дизайнеры вдохновляются физическими объектами, например, произведениями искусства, техникой, растениями или людьми. Иногда, для того, чтобы развить идею целого проекта, достаточно одной маленькой детали, которая на первый взгляд никак не соотносится с главной тематикой.
Референсы принято делить на две большие категории: стилевые и функциональные. В первом случае из названия понятно, что речь идет о примерах дизайнерского стиля, в котором будет выполнен будущий проект. Иногда бывает достаточно обратить внимание на несколько деталей, чтобы понять, подходит ли стилистическое решение или нет. Дизайнер должен обратить внимание, на то, как в разных материалах происходит взаимодействие с цветовой палитрой, и на какие элементы делается основной упор.
Если посмотреть на брендбуки крупных компаний, то в них будут прописаны используемые цвета и стили для всех продуктов. Если перед дизайнером стоит задача сделать нечто похожее, то он ищет референсы, исходя из заданных цветовых оттенков и стилей.
Функциональные референсы собираются, исходя из типа продукта или поставленной задачи. Они помогают понять структуру проекта и технические требования, которые к нему предъявляются. Если нужно разработать дизайн для сайта спортзала, то целесообразно в первую очередь изучить уже существующие ресурсы.
Чем референс отличается от мудборда
Многие считают, что мудборд (доска настроения) и референс – это одинаковые вещи. На самом деле это не так. Референс – это пример, на который опирается дизайнер при создании собственного макета. Мудборд – один из способов презентации собранных референсов. Это могут быть коллажи из множества фотографий, иллюстрация, текст, подборка картинок определенной тематики и т.д. Мудборд позволяет объединить даже самые «абстрактные» предложения клиента.
Как нужно работать с референсами
Сбор референсов происходит на этапе предварительного исследования. Дизайнер старается найти как можно больше материала, который поможет ему в создании первой (черновой) версии макета. Перед тем как начать собирать информацию, необходимо убедиться в наличии:
- четкого и понятного технического задания от заказчика;
- брифа, в котором отражены особенности продукта, его преимущества, целевая аудитория, прямые конкуренты;
- перечня с техническими требованиями: размер макета, используемые материалы;
- референсов от заказчика, которые будут показывать, каким он хочет видеть итоговый материал. С ними также можно работать, однако ограничиваться ими – точно не стоит.
Если все вышеперечисленное есть, можно смело переходить к сбору референсов. Данный процесс будет протекать в соответствии со следующим алгоритмом:
- поиск – для этого применяются теги и ключевые слова. Они передают ключевую идею будущей работы, например, «дизайн спортзала», «стиль нуар»;
- сортировка референсов – дизайнер может обращаться в своей работе не только к целым макетам, но и к их отдельным элементам, например, цветам или шрифтам;
- формирование окончательной подборки – мудборд можно создать в любом графическом редакторе, или же воспользоваться специализированными сервисами, вроде Pinterest;
- анализ сформированной подборки – для этой цели отлично подойдет редактор Figma. Идея заключается в том, что к каждому изображению прибавляется комментарий и список аргументов.
Каждый референс необходимо подробно разобрать и найти его сильные и слабые стороны. Это поможет взять от работы все лучшее, что в ней есть и не допустить ошибок, которые в ней были обнаружены.
Советы начинающим дизайнерам
Самое главное, что нужно понимать – референсы собираются для поиска уникальных идей, а не копирования чужих работ. В некоторых сферах, например в дизайне интерфейсов, можно использовать типовые элементы, но рассматривать собранные работы, как готовый шаблон – точно не стоит.
Начинающим специалистам крайне важно анализировать как можно больше чужих проектов. Это поможет видеть в них сильные и слабые стороны, что в конечном итоге позволит избежать большого количества ошибок.
Искать референсы можно не только в той области, к которой будет относится будущий продукт, но и в смежных с ней. Такой подход значительно расширяет пул возможных идей. Кроме этого собранные элементы можно комбинировать между собой, подбирая максимально удачные сочетания.