Соберите проект #
Выберите интересующую вас услугу
Меня интересует...

    Релевантность: что это такое, критерии релевантного запроса

    Релевантность: что это такое, критерии релевантного запроса
    6 мин.

      Поисковые системы неотрывно связаны с таким понятием как «релевантность». Под ним подразумевается степень соответствия информации, ее достоверность и актуальность. Проще говоря, это степень удовлетворенности пользователя полученными данными. Если они устаревшие, ненужные или неактуальные, то их называют нерелевантными.

      К примеру, пользователь открывает браузер и в поисковой строке набирает следующий запрос: «как проверить ПК на наличие вирусов». В случае с релевантной выдачей человек увидит нужный алгоритм действий. Нерелевантная будет содержать страницы, в которых нет никакой полезной информации, кроме нужных ключевых слов. В итоге, пользователь будет читать об истории возникновении ПК, видах вирусных программ и многом другом, однако четкого ответа на свой вопрос так и не получит.

      Что такое релевантность поиска

      Релевантность – это точность ответа, выданного поисковой системой, в ответ на пользовательский запрос. Проще говоря, релевантность показывает насколько человек доволен показанной ему информацией. Релевантная выдача состоит из страниц, содержащих действительно полезные сведения по теме поискового запроса.

      Поисковые системы работают на основе алгоритмов, которые автоматически определяют степень соответствия того или иного ресурса пользовательскому запросу. Это позволяет эффективно формировать полезную выдачу. Если страница содержит данные, которые ищет пользователь, она становится релевантной. Чем больше полезной информации, тем выше этот показатель. В топе поисковой выдачи находятся самые релевантные страницы, что свидетельствует об авторитетности сайта и его популярности.

      За поведением пользователей следят специальные поисковые роботы. Если посетитель заходит на страницу и спустя несколько секунд возвращается обратно в поиск, ее релевантность начинает снижаться. Вслед за этим позиции ресурса ослабевают, и он постепенно исчезает из топа выдачи.

      К примеру, компания занимается продвижением своих товаров через собственный интернет-магазин. Покупателям предлагается качественная продукция по приемлемым ценам, но продаж почему-то нет. Скорее всего на сайте отсутствуют описания или они крайне посредственного качества. В итоге страницы просто не попадают в топ выдачи и потенциальные потребители их просто не видят.

      Довольно часто причиной нерелевантного ответа поисковика служит неявный пользовательский запрос. Например, человек вводит в строку поиска «торт Наполеон», но при этом не уточняет что именно ему нужно. В этом случае, браузер покажет рецепты, адреса кондитерских магазинов, сайты пекарен и т.д.

      Разновидности релевантности

      Релевантность поиска бывает разной. Различные виды имеют свои особенности и зависят от поведения пользователей на сайтах, а также методов оценки контента поисковиками. Принято выделять три ключевых типа:

      • формальная – все решения принимаются поисковиком. Он сопоставляет пользовательский запрос и проверяемые страницы веб-сайтов. Этот процесс лежит в основе ранжирования;
      • содержательная – изучением и проверкой страниц занимаются специально подготовленные люди – асессоры. Они решают, подходит ли информация на странице под запрос, полученный от пользователя;
      • пертинентная – проверяет результаты на предмет соответствия запросу в разрезе семантики. Сегодня поисковики очень внимательно относятся к данному виду соответствия.

      Критерии релевантности

      Определить насколько страница соответствует полученному запросу помогают специальные критерии. Они бывают внутренними (относятся к одной веб-странице) и внешними (характеризуются поведением пользователей).

      Внутренние критерии

      Основными показателями здесь являются ключевые слова, а именно частота их появления на странице и естественность распределения. Кроме этого важную роль играет:

      • качество и полезность контентной составляющей;
      • количество и структура текста;
      • ключи (прямые, в разбавочном вхождении или словоформы);
      • ключевые слова в заголовках H1, тэге Title, анкорных ссылках и т.д.

      В случае с внутренними критериями, крайне важны технические аспекты. Это нужная кодировка, корректно работающие редиректы, быстрая загрузка веб-страниц, отсутствие дублей и ошибок в программной части, наличие специальных файлов, улучшающих ранжирование – sitemap.xml и robots.txt.

      Не менее важна периодичность добавления нового контента. Чтобы сайт лучше индексировался поисковиками, на него должны как можно чаще заходить роботы. Для этого нужно регулярно обновлять материалы, при этом они должны быть качественными и уникальными.

      Также на релевантность влияет продолжительность пребывания человека на сайте. Этот показатель напрямую зависит от качества навигации по ресурсу. Другими словами, чем удобнее сайт, тем лучше. Люди намного охотнее читают тексты, разделенные на небольшие абзацы, подкрепленные нумерованными списками и тематическими подзаголовками разных уровней.

      Внешние критерии

      Для разных браузеров важны разные внешние критерии. Яндекс смотрит на поведение пользователя, которое указывает на степень его удовлетворенности ресурсом. Для Google одним из наиболее важных критериев является ссылочная масса. Чем больше в сети сайтов, ссылающихся на ресурс, тем больше у него шансов попасть в топ поисковой выдачи.

      Существует еще целый ряд внешних критериев: целевой и брендовый трафик, количество переходов на ресурс из поиска, доля пользователей, вернувшихся обратно к выдаче.

      Как добиться релевантности страниц

      На релевантность страницы влияет каждый ее составной элемент. Также важную роль играет юзабилити веб-сайта, наличие проработанной системы ссылок, и качественно реализованная внутренняя перелинковка.

      Строго заданных критериев релевантности нет. Они меняются в зависимости от типа ресурса. Если речь идет о стандартном сайте со статьями, то для него важна продолжительность нахождения посетителей на страницах и количество переходов между ними. В случае с интернет-магазином ко всему вышеперечисленному добавляется скорость загрузки. Если она будет низкой, посетитель может просто не дождаться и вернуться обратно в выдачу для поиска более подходящего сайта.

      Положительно на релевантность сказывается отсутствие ошибок, затрудняющих работу поисковых алгоритмов. Индексация будет более качественной, если:

      • ресурс имеет правильную кодировку;
      • редиректы и зеркала работают без сбоев;
      • ресурс имеет защищенное подключение;
      • страницы быстро загружаются;
      • отсутствуют ошибки в метатегах;
      • файлы sitemap.xml и robots.txt правильно настроены;
      • URL имеет корректную структуру;
      • отсутствуют битые ссылки и дубликаты.

      Особое внимание нужно уделять текстам, размещенным на странице. Они должны быть полезными для пользователей, содержать ключевые слова, при этом не быть переспамленными. Метатеги, URL-адрес, подзаголовки и Title не должны содержать ошибок. Важную роль играет перелинковка, работоспособность сайтов-доноров, а также скорость прироста ссылочной массы.

      Поскольку на ранжирование влияет поведение посетителей, необходимо следить за такими показателями как: количество пользователей, продолжительность их пребывания на странице, число отказов, а также качество навигации и глубина просмотров.

      Особенности создания релевантного контента

      Большинство сайтов так или иначе содержат текст. Он должен соответствовать запросу пользователя и дополняться другими видами контента, например, изображениями или графикой. Чем «богаче» наполнение страницы, тем выше ее позиции в поисковой выдаче.

      Если ресурс имеет привязку к определенному региону, это должно отражаться в терминах и заголовках. Последние рекомендуется составлять таким образом, чтобы они четко передавали тему страницы.

      Поисковые алгоритмы Google и Яндекса серьезно относятся к качеству и релевантности текста. Именно поэтому важно соблюдать ряд условий:

      • релевантный текст – это информативный текст, без большого количества воды и ключевых слов;
      • заголовки должны быть связаны по смыслу с текстом и указываться внутри тегов H1, H2, H3 и т.д.;
      • форматирование должно быть корректным, то есть текст следует разбивать на абзацы, важную информация выделять курсивом или полужирным, там, где это нужно вставлять ссылки.

      На релевантность сильно влияет качество верстки. У многих HTML-тегов есть различные атрибуты, способные изменить его стандартное поведение и сделать элемент более информативным.

      Создание релевантного текста

      Под релевантным текстом понимается полезный для пользователей материал, который может удовлетворить их запрос. Для его создания необходимо:

      • определиться с аудиторией – при написании текста важно понимать, на кого он рассчитан и на каком ресурсе будет опубликован. Это помогает понять потребности пользователей, следовательно, сделать страницу максимально информативной;
      • сформировать перечень ключей – для этого достаточно изучить самые популярные пользовательские запросы по конкретной теме;
      • продумать структуру – для этого нужно составить план, который будет отражать ключевые слова и запросы.

      Имея готовый план и пул нужных ключевых слов, написать релевантный текст гораздо проще. Главное, органично и естественно вставить ключи в абзацы, заголовки, а также в Title и Description.

      Важно понимать, что актуальность информации и релевантность контента взаимосвязаны. К примеру, у товара в интернет-магазине поменялась характеристика, но описание осталось прежним. Для пользователя оно уже не несет никакой пользы, и страница начинает опускаться в поисковой выдаче. Поэтому недостаточно один раз опубликовать текст, его нужно периодически обновлять.

      Пользовательский контент

      Пользовательский контент (UGC) – это посты, отзывы, видеообзоры, которые публикуются клиентами компаний и брендов. Его главное качество – уникальность, что очень ценится поисковыми роботами.

      Если зайти в интернет-магазин, довольно часто можно встретить развернутые клиентские отзывы, которые в несколько раз превышают описание товара. Согласно статистике, многие пользователи перед покупкой читают отзывы о продукции, поэтому такой контент становится для них релевантным.

      Тоже самое актуально и для блогов, где комментарии под постами превосходят по объему авторский контент. Довольно часто между пользователями возникает диалог, что способствует улучшению поведенческих факторов. Поисковики это видят и понимают, что ресурс востребован среди пользователей.

      Чтобы получить релевантный контент, необходимо мотивировать пользователей поделиться своим мнением или впечатлением. Иногда взамен на отзыв можно предложить скидку, бонус или другую привилегию.

      Заключение

      Релевантность – это показатель, отражающий степень удовлетворенности пользователя поисковой выдачей. За ранжирование сайтов поисковиками отвечает формальная релевантность, которая сравнивает пользовательский запрос с проверяемой веб-страницей. Иногда этим занимаются не роботы, а люди. Их называют асессорами, и они решают подходит ли тот или иной контент под определенный поисковый запрос.

      У релевантности есть свои собственные критерии. Они делятся на внутренние и внешние. К первым относятся ключевые слова и сопутствующие параметры. Это частота, объем текста, заспамленность, и т.д. Внешние критерии – это прежде всего ссылочная популярность ресурса, а также трафик, его качество, источники и объемы.

      Положение страницы в поисковой выдаче во многом зависит от релевантности ее элементов и хорошего юзабилити всего ресурса. Кроме этого, не стоит забывать про внутреннюю перелинковку, которая отвечает за формирование системы ссылок.

      Чтобы контент сохранял свою релевантность, его необходимо регулярно обновлять. В противном случае страница будет терять свою актуальность и в конечном итоге исчезнет из поисковой выдачи. Также важно получать уникальный контент, генерируемый пользователями. Он показывает поисковым роботам, что сайт пользуется популярностью.

      Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.