Работа в сфере электронной коммерции тесно связана с сервисами аналитики, которые позволяют более эффективно управлять продажами. Онлайн-торговля представлена двумя категориями площадок: интернет-магазины и маркетплейсы. Их главное отличие – количество продавцов. Если в интернет-магазине только один селлер, то на маркетплейсе их могут быть десятки, а то и сотни.
Маркетплейсы дают возможность производителям без особых трудностей выйти на рынок. Они берут на себя разработку веб-сайта и мобильного приложения, занимаются продвижением продукции, решают вопросы с логистикой и хранением, а также предоставляют своим партнерам базовую аналитику.
Для чего нужны сервисы аналитики
Перед началом продаж селлер должен проанализировать рынок, спрос, конкурентов и их предложения. На основе полученных данных можно узнать лидеров ниши, рассчитать среднюю стоимость товарных позиций и динамику продаж. Без глубокой аналитики собрать такие сведения не получится. Здесь на помощь приходят специализированные сервисы.
Благодаря сервисам аналитики продавцы могут уменьшить расходы, найти востребованную нишу, а также избежать множества ошибок. Прежде чем продавать товар, необходимо понять, будет ли он пользоваться спросом у потребителей, какими стратегиями пользуются прямые конкуренты и сколько они продают.
Предположим, продавец планирует продавать слайсеры для бананов. На первый взгляд может показаться, что товар будет пользоваться спросом, однако после проведения анализа выясняется, что его продают еще несколько селлеров, а количество заказов не превышает 5-10 в месяц. Вывод прост – заработать на таком слайсере не получится. Есть и противоположный пример: селлер хочет продавать футболки. Товарооборот конкурентов доходит до нескольких миллионов, однако, если продавец не располагает таким же объемом товара, выдержать конкуренцию вряд ли получится.
Также сервисы аналитики позволяют прогнозировать объем продаж и предполагаемую выручку, что дает возможность корректировать стоимость и более гибко подходить к ценообразованию. Пренебрегая анализом, продавец рискует столкнуться с множеством неприятных проблем. К примеру, в преддверье зимы селлер продает теплые зеленые шапки, но количество заказов оставляет желать лучшего. Если бы он воспользовался сервисом аналитики, то знал, что данный цвет в этом сезоне не пользуется спросом.
С точки зрения продаж, сервисы аналитики помогают разобраться в важных аспектах: на какой площадке лучше размещать товар, какую цену устанавливать, в каких нишах больше конкуренция, какие позиции имеют больше шансов попасть в топ и принести хорошую прибыль. В более широком смысле, сервисы аналитики способствуют принятию обдуманных управленческих решений, помогающих эффективно вести бизнес и всесторонне его развивать.
Внешняя аналитика
При выходе на маркетплейс важно понимать какие ниши и товары востребованы, где наблюдается нехватка продукции, а где ее переизбыток. Получив правильные ответы на эти вопросы можно значительно облегчить старт в данной сфере. Ключевую роль здесь играет внешняя аналитика, которая помогает узнать о состоянии рынка и конкурентов. Данные собираются специализированными сервисами сразу с нескольких площадок.
Внешняя аналитика позволяет получить следующие сведения:
- уровень востребованности ниш и количество конкурентов в них;
- товарооборот прямых конкурентов;
- ценовые сегменты по каждому товару;
- наиболее востребованные товарные категории;
- объемы продаж определенных позиций;
- набирающие популярность категории;
- самые востребованные сезонные товары.
Эта и множество другой полезной информации находится в свободном доступе, поэтому ознакомиться с ней может абсолютно каждый. Самое главное – собрать достаточный объем данных и грамотно его проанализировать. Однако сделать это вручную практически невозможно.
На разных площадках размещены тысячи товарных карточек, при этом информация постоянно меняется. Часть этих сведений можно посмотреть в личном кабинете, но там представлен далеко не весь объем. Автоматизированные сервисы позволяют всего за несколько минут собрать всю имеющуюся информацию и проанализировать ее. Таким образом продавец может составить полную картину происходящего на рынке.
Внутренняя аналитика
После того, как продавец уже начал торговать на площадке, ему нужно собирать информацию по собственным товарам, чтобы детально анализировать свои продажи. Для этих целей нужна внутренняя аналитика, помогающая спланировать поставки, определить наиболее прибыльные позиции и т.д. Данные сведения доступны только селлерам, сторонние пользователи их не увидят.
Внутренняя аналитика имеет более предметные цели, например, анализ продаж, подробное изучение реализуемого товара, оптимизация издержек и расходов. Все базовые аспекты представлены в личном кабинете. Там же собрана информация о продажах, прибыли и перемещении продукции.
Ключевыми задачами внутренней аналитики является:
- рост объема продаж и снижение расходов;
- снижение временных затрат;
- экономия финансовых средств;
- оптимизация товарных остатков.
С помощью сервисов аналитики продавец может грамотно систематизировать большой массив разрозненной информации. Для пользователей доступна масса инструментов – диаграммы, подробные отчеты, интерактивные графики. Это и многое другое способствует грамотному и эффективному ведению бизнеса. Селлер может корректировать стоимость товара, его количество, периоды поставок и прочее.
Внутренняя аналитика открывает доступ к следующим сведениям:
- позиции продаваемых товаров;
- детализация товара;
- подробная статистика продаж;
- статусы заказов и их география;
- количество и причины возвратов;
- остатки на разных складах;
- число активных позиций.
Сервисы внутренней аналитики значительно упрощают жизнь предпринимателям. Они берут на себя выполнение многих задач. В итоге развивать и масштабировать бизнес становится проще.
Топ-5 сервисов для аналитики маркетплейсов
Большинство сервисов имеют схожий функционал, однако различия между ними все-таки есть. К ним относится:
- количество площадок, которые поддерживает сервис;
- количество позиций доступных для анализа;
- период сбора данных;
- доступные тарифные планы;
- наличие пробного бесплатного периода.
Различать могут и дополнительные опции, такие как связь с социальными сетями, наличие чат-бота или возможность выгружать данные в виде диаграмм или таблиц.
MPSTATS
Популярный сервис с множеством опций и метрик для проведения точного анализа. Сбор данных осуществляется с февраля 2020 года. Доступные маркетплейсы – Ozon и Wildberries. Площадка предлагает своим пользователям бесплатный доступ сроком на 30 дней, однако работать можно только с внутренней аналитикой.
К преимуществам относится наличие инструментов для автоматизации ключевых процессов (корректировка товарных карточек, работа с отзывами и пр.), управление рекламой, составление прогнозов на основе искусственного интеллекта и многое другое.
Недостатков мало, но они есть: высокая стоимость профессиональных тарифов и небольшое количество метрик для Ozon.
Mayak (Маяк)
Один из лучших бесплатных сервисов. Обладает интуитивно понятным интерфейсом, что делает его лучшим решением для новичков. Позволяет работать как Wildberries, так и с Ozon. Бесплатный период – месяц, но есть ряд ограничений: невозможность проводить анализ по продавцам и по поисковым запросам, а также ограниченная аналитика продаж и финансов.
Даже на бесплатном тарифе, для селлеров доступна аналитика собственных продаж на WB. На любом из платных тарифов появляется возможность отслеживать статистику на Ozon, включая мониторинг стоимости товаров и позиций конкурентов.
Shopstat
Еще один популярный бесплатный сервис, который собирает аналитику с 2020 года.
Ключевое преимущество – возможность быстро посмотреть продажи по определенному товару. Как и две предыдущих площадки работает с Ozon и Wildberries, но при этом имеет неограниченный бесплатный доступ.
К плюсам можно отнести наличие расширения для браузера и доступ к аналитике за последние полгода, к минусам – отсутствие информации по товарам с низкими показателями продаж. Для анализа доступны лишь те позиции, которые хорошо продаются.
Moneyplace
Сервис популярный среди профессиональных продавцов. Позволяет работать одновременно с шестью маркетплейсами: Яндекс Маркет, Ozon, СберМегаМаркет, Wildberries, KazanExpress и AliExpress Russia. Пробный доступ составляет всего семь дней, при этом работать можно всего с тремя площадками.
Среди достоинств стоит выделить аналитику магазина по API, широкий выбор инструментов для SEO-оптимизации и специальные плагины для разных браузеров. Главным недостатком является высокая стоимость почти всех доступных тарифных планов.
SellerFox
Данный сервис поддерживает те же маркетплейсы, что и Moneyplace, а также позволяет эффективно работать с внутренней и внешней аналитикой. Данные можно собирать каждый час, поэтому точность аналитики на высоком уровне.
SellerFox обладает самым скромным по продолжительности бесплатным доступом, а именно 1 час. Если подключить один из магазинов (Ozon или Wildberries) по API, то этот период увеличится до 24 часов.
Сервис обладает широкой базой справочной информации, например, на YouTube доступны видео-уроки. Еще одним преимуществом является наличие готовых паттернов, позволяющих оперативно получить нужные данные.