Ни один пользователь не хочет, чтобы его персональные данные попали в руки злоумышленников. Гарантом безопасности и благонадежности веб-ресурса выступают SSL-сертификаты. Они представляют собой специальные документы, которые должны получать владельцы сайтов. Без них использование защищенного протокола передачи данных будет невозможно.
Что такое SSL-сертификат
На русский язык аббревиатура SSL переводится как уровень защищенных сокетов. Это протокол безопасности, который подтверждает подлинность ресурса. Под термином «сокет» здесь понимаются конечные точки соединения.
Проще говоря, SSL – это цифровой протокол, отвечающий за безопасную передачу данных и защищенность доступа к сайту. Любые данные, которыми пользователь обменивается с веб-ресурсом, находятся под защитой и недоступны для мошенников.
Для чего нужен SSL
Главная задача – защитить информацию от перехвата злоумышленниками. При наличии сертификата они не смогут получить доступ к персональным данным пользователей. Если SSL отсутствует, у мошенников появляется возможность подменить информацию, например, изменить реквизиты. В этом случае деньги не дойдут до получателя. Именно поэтому, любые ресурсы, взаимодействующие с персональными данными, обязаны получать сертификаты безопасности.
Узнать есть ли у ресурса SLL довольно просто. Браузеры всегда помечают небезопасные сайты. Перед URL в адресной строке появляется замочек красного цвета, а при попытке зайти на страницу, открывается окно с предупреждением. Как правило, это отпугивает пользователей, что ведет к потере лояльности и ухудшению поведенческих факторов.
Кроме этого, незащищенные сайты хуже ранжируются, что негативно сказывается на позициях в поисковой выдаче. При отсутствии SSL-сертификата посещаемость сайта может заметно ухудшиться. Чтобы избежать возможных последствий, многие владельцы получают его сразу, после регистрации домена. Сегодня наличие у сайта защищенного канала передачи данных является стандартом веб-разработки.
Разновидности SSL-сертификатов
SSL принято разделять на несколько групп, каждая из которых имеет свои подгруппы. Первый уровень классификации зависит от того, кем был подписан цифровой ключ. Если владелец сервера самостоятельно сгенерировал подпись, то такой сертификат называется самоподписанным. Многие браузеры считают ресурсы с такими подписями опасными. Чтобы полностью удовлетворить требования поисковых систем рекомендуется использовать сертификаты, подписанные специальным удовлетворяющим центром.
Между собой SSL-сертификаты различаются уровнем защиты. Она бывает следующих видов:
- EV SSL — сертификат с самой высокой степенью защиты. Оформить его можно исключительно на юридическое лицо, которое предварительно прошло расширенную проверку и полностью подтвердило свои права на домен;
- OV SSL — такие сертификаты необходимы компаниям, специализирующимся на интернет-продажах и электронной коммерции. На сайтах подобных организаций пользователи вводят свои персональные данные. Злоумышленники не могут воспользоваться таким сертификатом, поскольку перед его оформлением необходимо подтвердить, что юрлицо действительно существует и ведет деятельность на рынке;
- DV SSL — доступен для получения каждому владельцу домена. Сертификат кодирует данные, однако не проверяет, действительно ли владелец домена является собственником компании;
- MDC — сертификаты, позволяющие защищать сразу несколько доменов. Иногда можно встретить название SSL SAN или SSL UCC;
- Wildcard-сертификаты — универсальное решение, которым часто пользуются владельцы крупных ресурсов. Они защищают не только домен, но и поддомены. При этом количество серверов, на которых они расположены, не имеет значения.
Срок действия SSL-сертификат
Сегодня, SSL-сертификат может действовать до 27 месяцев. Это максимально возможный период. Ограничение обусловлено необходимостью регулярного обновления данных о компании. Еще несколько лет назад этот срок составлял 5 лет. Затем его сократили до 3 лет, а потом до 2 лет и 3 месяцев.
По истечению срока действия ресурс продолжает работать. Однако при попытке на него зайти, пользователи видят окно с уведомлением, в котором говорится, что у сайта есть проблемы с безопасностью. Одна часть людей игнорирует предупреждение, другая – решает не рисковать и отказывается от посещения. В итоге это приводит к снижению показателей ресурса и негативно сказывается на прибыли компании.
Отслеживать сроки помогают специальные сервисы для управления сертификатами безопасности. Как правило, ими пользуются крупные организации, владеющие сразу несколькими ресурсами. В этом случае довольно сложно запомнить, когда нужно продлевать тот или иной сертификат. Сервис начнет присылать напоминания за пару месяцев до дедлайна.
На что обратить внимание при выборе SSL-сертификата
Прежде чем оформлять сертификат, нужно понять задачи сайта и выяснить с какими данными он взаимодействует. Это поможет выбрать подходящий тип сертификата и не переплатить за ненужные функции.
Если речь идет про личный блог, в котором автор высказывает свои мысли, делится фотографиями или видео, то подойдут базовые варианты – DV или бесплатные сертификаты от Let’s Encrypt и Cloudflare. Они станут наиболее подходящем решением, поскольку подобные ресурсы не собирают персональные данные, за исключением почты.
В случае с новостным порталом, выбор зависит от его функционала и специфики. Если предусмотрена возможность создавать аккаунты, оценивать публикации, оставлять комментарии и прочее, то стоит воспользоваться сертификатом OV. Он обеспечит надежную защиту всей личной информации. Если же ресурс предназначен исключительно для чтения, то достаточно DV.
Большое количество персональных данных обрабатывают интернет-магазины, это номера телефонов, адреса, данные банковских карт и т.д. Все это требует максимальной защиты. В противном случае, пользователи просто не захотят связываться с подобным ресурсом. Лучше всего выбрать сертификат EV, который обезопасит данные и подтвердит права компании на домен. Небольшие магазины могу воспользоваться OV, поскольку клиентская база у них гораздо меньше.
При выборе сертификата нужно ознакомиться с условиями, которые предлагают центры сертификации, а также обратить внимание на следующие пункты:
- степень защищенности персональных данных;
- совместимость со всеми популярными браузерами;
- наличие печати доверия.
Если условия удостоверяющего центра и все вышеперечисленные пункты устраивают владельца ресурса, то можно смело приобретать выбранный SSL-сертификат.