Проектирование архитектуры в сфере программирования можно сравнить с созданием чертежей для здания. В случае небольших построек, например сараев или беседок, можно обойтись без подробных планов. Однако для возведения масштабных и функциональных сооружений необходимо тщательное проектирование. То же самое относится к разработке программного обеспечения: создать простой сайт можно без глубокой предварительной подготовки, а вот разработка сложного программного продукта требует детально проработанной архитектуры.
Что представляет собой архитектурный проект в программировании?
Архитектурный проект в программировании это фундаментальный план или схема программного продукта, который определяет структуру, компоненты, интерфейсы и другие ключевые аспекты системы. Этот проект представляет собой набор решений, который помогает обеспечить техническую интеграцию, производительность, качество, устойчивость и расширяемость программного обеспечения. Он включает в себя:
- Структуру системы: как система разбита на компоненты, как эти компоненты взаимодействуют друг с другом.
- Технологический стек: выбор языков программирования, фреймворков, баз данных и других технологий, которые будут использоваться в проекте.
- Управление данными: как данные хранятся, обрабатываются и передаются внутри системы.
- Безопасность: механизмы и стратегии, обеспечивающие защиту данных и системы в целом.
- Интерфейсы: определение способов взаимодействия системы с пользователем или другими системами.
- Качество и тестирование: методы и процедуры, которые гарантируют, что система работает надежно и эффективно.
- Расширяемость и масштабируемость: способность системы адаптироваться к растущим или изменяющимся требованиям и нагрузкам.
Архитектурный проект помогает управлять сложностью программного продукта и является ключевым компонентом для успешной реализации и долгосрочной поддержки программного обеспечения.
Эволюция архитектурного проектирования
Эволюция архитектурного проектирования в программировании прошла долгий путь, отражая развитие технологий и меняющиеся бизнес-требования. Ниже приведены ключевые этапы этой эволюции:
- Структурное программирование. В 1960-х и 1970-х годах основное внимание уделялось структурному программированию. Программы строились из модулей с четко определенными функциями, что было значительным шагом вперед по сравнению с ранними монолитными и спагетти-кодами.
- Модульное программирование. В 1980-х годах внимание сместилось к модульному программированию, которое подчеркивало важность разделения программ на отдельные, независимые модули, каждый из которых выполняет уникальную функцию.
- Объектно-ориентированное программирование (ООП). В конце 1980-х и в 1990-х годах ООП преобразовало подход к архитектурному проектированию, акцентируя внимание на данных и их поведении через концепции классов и объектов. Это позволило лучше управлять сложностью больших систем и повысить переиспользуемость кода.
- Компонентное программирование. В конце 1990-х развитие компонентного подхода способствовало созданию программного обеспечения, состоящего из взаимозаменяемых компонентов, что упростило разработку и обслуживание систем.
- Сервис-ориентированная архитектура (SOA). В 2000-х годах SOA стала популярной, предлагая гибкий способ интеграции различных сервисов через сетевые интерфейсы. SOA позволяла системам легче адаптироваться к изменениям и масштабироваться по мере необходимости.
- Микросервисная архитектура. С 2010-х годов микросервисная архитектура начала набирать популярность, предлагая даже большую декомпозицию функциональности, чем SOA. Отдельные микросервисы могут разрабатываться, развертываться и масштабироваться независимо друг от друга.
- Облачные и серверные архитектуры. Развитие облачных технологий и серверных вычислений также оказало значительное влияние на архитектурное проектирование, позволяя архитекторам использовать обширные ресурсы облачных провайдеров для эффективного масштабирования и управления приложениями.
- Интеграция ИИ и машинного обучения. В последние годы интеграция искусственного интеллекта и машинного обучения в архитектурные проекты начинает менять подход к проектированию, делая системы более адаптивными и умными.
Эти этапы отражают переход от простых к более сложным и динамичным системам, способным адаптироваться к постоянно изменяющимся технологическим и коммерческим условиям.
Семь ключевых аспектов качества архитектуры проекта
Не существует единой дефиниции «архитектуры программного обеспечения», но опытные разработчики обычно могут интуитивно определить, насколько хорош или плох перед ними код. В идеале, архитектура должна максимизировать пользу и упрощать как создание, так и поддержку программного обеспечения.
Качественная архитектура упрощает добавление новых функций, изменения, тестирование и изучение программы. Это позволяет сформировать список логических и универсальных критериев качества архитектуры.
Эффективность системы
Основная задача любого программного обеспечения эффективно справляться с поставленными задачами в любых условиях. Ключевые показатели здесь включают надежность, безопасность, производительность и способность выдерживать повышенные нагрузки.
Гибкость системы
Программы неизбежно подвергаются изменениям, поскольку со временем возникают новые требования. Система считается гибкой, если она позволяет вносить изменения легко и без последствий для стабильности. Важно задуматься заранее о возможных изменениях и задать себе вопросы о последствиях неправильных архитектурных решений и объеме необходимых корректировок.
Расширяемость системы
Важным аспектом является возможность легко добавлять в программу новые компоненты и функции без изменения её основной структуры. Начальная разработка должна ограничиваться основными и важнейшими функциями, но предусматривать легкость расширения по мере необходимости. Принцип открытости/закрытости (Open-Closed Principle) подчеркивает, что программные сущности должны быть открыты для расширения, но закрыты для модификации.
Масштабируемость процесса разработки
При создании архитектурного проекта важно обеспечить возможность быстрого масштабирования процесса, в том числе за счет увеличения числа участников разработки.
Тестируемость
Код должен быть легко тестируемым, что минимизирует количество ошибок и способствует высокому качеству функционирования программы. Тестирование является ключевым фактором не только для обнаружения ошибок, но и для поддержания высоких стандартов дизайна и оценки качества.
Возможность повторного использования
Разрабатывая программное обеспечение, целесообразно предусмотреть возможность переиспользования его компонентов в других приложениях.
Структурированность и доступность кода
Читаемость и доступность кода крайне важны, особенно когда над программой работает множество людей и сотрудники могут меняться. Программа должна быть понятной для новых разработчиков, что облегчает её дальнейшее сопровождение.
Признаки проблемной архитектуры включают трудность внесения изменений (жесткость), ломкость системы при добавлении нового кода, и ограниченные возможности по переиспользованию кода из-за его неподвижности в системе.
Необходимость разработки архитектуры для проектов
В прошлом, при разработке программного обеспечения часто игнорировали этап проектирования архитектуры, считая это экономией времени и ускорением создания прототипов. Но со временем, по мере усложнения приложений, стало очевидно, что без чётко продуманной архитектуры приложения теряют в гибкости и становятся трудноуправляемыми, а внесение любых новшеств обходится значительно дороже.
С развитием программной индустрии были разработаны эффективные методологии, которые преодолевают недостатки отсутствия архитектуры. Среди наиболее распространенных подходов выделяются:
- Многослойная архитектура
- Многоуровневая архитектура
- Сервис-ориентированная архитектура (SOA)
- Микросервисная архитектура
Многослойная архитектура
Этот подход основан на принципе разделения ответственности по слоям. Каждый слой в программе выполняет определенную функцию и несет за неё ответственность.
В многослойной архитектуре выделяют следующие ключевые слои:
- Слой представления (Presentation Layer), который обеспечивает взаимодействие с пользователем и направлен на создание положительного пользовательского опыта.
- Слой бизнес-логики (Business Logic Layer), содержащий бизнес-правила приложения. Он отделяет пользовательский интерфейс от бизнес-вычислений, что позволяет легко адаптировать приложение под изменяющиеся бизнес-требования без влияния на другие слои.
- Слой передачи данных (Data Link Layer), который отвечает за взаимодействие с постоянными хранилищами данных и обработку информации, не связанной непосредственно с бизнес-логикой.
Эта структура увеличивает абстракцию и может стабилизировать работу программы, облегчая управление компонентами.
Преимущества:
- Относительная простота реализации по сравнению с другими подходами.
- Изоляция слоев позволяет изменять один уровень без риска для других.
- Низкая связанность между слоями способствует лучшему контролю и управлению.
Недостатки:
- Ограниченные возможности масштабирования.
- Из-за монолитной структуры сложно вносить изменения.
- Информация должна проходить через все уровни, даже если это не требуется для выполнения задачи.
Многоуровневая архитектура проекта
Этот архитектурный подход структурирует программные системы согласно модели «клиент-сервер», предусматривая наличие одного или более уровней, которые различаются по функциям поставщика информации и её пользователя. В такой архитектуре используется паттерн Request-Response для обеспечения взаимодействия между уровнями. Отличительная черта этой архитектуры возможность масштабирования как по горизонтали (через добавление мощных узлов сети), так и по вертикали (увеличение производительности отдельных узлов).
Одноуровневая система
Этот метод позволяет одной системе функционировать как на стороне сервера, так и на стороне клиента, что ускоряет развертывание и упрощает подключение, минимизируя потребность в межсистемном взаимодействии. Однако его применение ограничено небольшими приложениями, предназначенными для индивидуального использования.
Двухуровневая система
В этой конфигурации две физические машины сервер и клиент делят между собой функции. Сервер обычно управляет хранилищем данных, в то время как клиент занимается представлением, бизнес-логикой и передачей информации.
Трехуровневая и многоуровневая системы
Эти архитектуры обеспечивают высокую масштабируемость, позволяя расширяться как горизонтально, так и вертикально. Разработка многоуровневых систем требует значительных финансовых и временных затрат, но обеспечивает значительное улучшение производительности, делая их идеальным выбором для больших и сложных приложений. Эти системы хорошо совместимы с современной сервис-ориентированной архитектурой, что позволяет создавать сложные и функционально насыщенные программные решения.
Архитектура, ориентированная на сервисы (SOA)
Эта архитектурная модель строится на взаимосвязи компонентов и приложений через определенные сервисы. Основные элементы включают в себя:
Сервисы;
- Сервисную шину;
- Каталог сервисов (репозиторий сервисов);
- Механизмы безопасности SOA;
- Управление SOA.
Пользователи инициируют запросы, используя стандартные интернет-протоколы и форматы данных. Эти запросы направляются на обработку в корпоративную сервисную шину (ESB), ключевой компонент SOA, отвечающий за координацию и маршрутизацию данных.
Сервисная шина через репозиторий сервисов перенаправляет запросы к соответствующему сервису, который обращается к другим компонентам и базам данных для сбора данных, необходимых для формирования ответа. Итоговый ответ должен соответствовать установленным стандартам безопасности и управления SOA, обеспечивая точность и защищенность передачи данных.
В архитектуре SOA выделяют два основных типа сервисов:
- Атомарные сервисы, представляющие базовые функции, которые не подлежат изменению;
- Композитные сервисы, объединяющие несколько атомарных сервисов для создания сложной функциональности.
Дополнительно классифицируют сервисы на:
- Организационные сервисы;
- Доменные сервисы;
- Вспомогательные сервисы;
- Интегрированные сервисы;
- Прикладные сервисы;
- Сервисы безопасности.
Архитектура на основе микросервисов
Эта методика предполагает создание программы как набора множества маленьких, независимо работающих сервисов, каждый из которых функционирует в своем собственном процессе и связывается с другими через легковесные механизмы, чаще всего через API HTTP-ресурсов.
Каждый сервис в такой архитектуре основан на определенных бизнес-функциях и может быть развернут независимо с использованием автоматизированных систем. Минимальное централизованное управление и возможность использования различных программных языков и систем хранения данных делают этот подход гибким.
Основа архитектуры заключается в компонентизации сервисов, которая разделяет систему на отдельные функциональные части с собственными задачами и ответственностью. Изменения в одном сервисе не влияют на функционирование остальных.
В состав микросервисной архитектуры входят:
- Сервисы;
- Сервисная шина;
- Внешняя конфигурация;
- Шлюз API;
- Контейнеры.
Основные принципы микросервисной архитектуры включают:
- Ориентация на бизнес-возможности;
- Фокус на продуктах, а не проектах;
- Умные конечные точки и простые каналы;
- Децентрализованное управление и управление данными;
- Автоматизация инфраструктуры;
- Устойчивость к сбоям;
- Проектирование на расширение.
Преимущества:
- Низкая связанность благодаря изоляции компонентов улучшает модульность;
- Ошибки в одном сервисе не влияют на остальные;
- Высокая гибкость и масштабируемость;
- Упрощение модификаций способствует более быстрой итерации разработки;
- Улучшенные возможности для анализа и устранения ошибок;
- Решение проблем с потоками информации, характерных для многослойных архитектур.
Недостатки:
- Возможные сбои при передаче данных между сервисами;
- Сложности управления большим количеством сервисов;
- Проблемы с задержками в сети, балансировкой нагрузки и другими распространенными вызовами в распределенных системах;
- Требование комплексного тестирования в условиях распределенной среды;
- Значительные временные затраты на разработку.
Знание принципов микросервисной архитектуры становится важным навыком для разработчиков, стремящихся к ролям системного дизайнера, облачного архитектора или архитектора решений.