Одной из важнейших характеристик любого веб-ресурса является юзабилити или дружественный интерфейс. Это понятие определяет насколько посетителю комфортно и удобно пользоваться сайтом. Хороший интерфейс всегда эргономичен, то есть для достижения цели человеку не нужно совершать множество лишних действий. Чем их меньше, тем продуманнее проект.
Сайт, который может похвастаться дружественным интерфейсом, всегда ориентирован на пользователя. При взаимодействии с программным продуктом его ничего не отвлекает и не отталкивает, он может всего в пару кликов совершить любое нужное действие.
Для чего нужен дружественный интерфейс
Дружественный интерфейс – это баланс между пользовательским комфортом и выгодой, которую планирует получить владелец. С одной стороны, человек не испытывает неудобств при посещении сайта, с другой – совершает нужные действия, например, покупает товары, регистрируется, переходит по ссылкам и т.д.
Основные принципы дружественного интерфейса
Чтобы интерфейс не раздражал, но в тоже время подталкивал пользователя к совершению определенных действий, необходимо следовать пяти ключевым принципам:
- интуитивно понятное расположение элементов;
- работа с ассоциациями;
- минималистичный дизайн;
- проработка пользовательских ошибок;
- высокая скорость загрузки.
Каждый из этих пунктов стоит рассмотреть более детально. Все вместе они позволяют добиться отличного результата, но стоит пренебречь хотя бы одним – дружественный интерфейс начинает рушиться.
Интуитивно понятное расположение элементов
Удобным интерфейс может быть лишь в том случае, если пользователь сразу понимает какая кнопка за что отвечает, как зарегистрироваться на сайте или оформить заказ. Если у человека возникнут трудности он начнет хаотично нажимать на разные кнопки, и не получив ожидаемого результата уйдет на другой сайт, с более понятной навигацией.
Предотвратить такую ситуацию поможет логичный и продуманный дизайн. В нем должна быть понятная иерархия и стандартное расположение элементов. Если взглянуть на все популярные интернет-магазины, можно заметить, что иконка корзины располагается в правом верхнем углу. Перенос в другое место может ввести покупателя в заблуждение. Не найдя соответствующий значок в течении первых нескольких секунд он скорее всего откажется от покупки.
Другой показательный пример – раздел с контактами. Большинство пользователей привыкли видеть эту страницу последней в главном меню. Перемещение на другую позицию может привести к тому, что часть потенциальных клиентов не найдет нужную закладку и уйдет с сайта, так и не связавшись с представителем компании.
При проектировании интерфейса стоит придерживаться устоявшихся правил, но это не значит, что нельзя экспериментировать с дизайном. Уникальная визуальная составляющая – это хороший способ выделиться среди конкурентов и повысить узнаваемость бренда.
Работа с ассоциациями
Перед созданием проекта необходимо проанализировать целевую аудиторию и выяснить чем ее представители чаще всего пользуются. Одни больше времени проводят в социальных сетях, другие – в браузерах. Именно на эти ресурсы и стоит ориентироваться при разработке интерфейса. При этом не нужно полностью копировать дизайн, достаточно вызвать у посетителя нужную ассоциацию.
К примеру, иконка с изображением конверта. Все привыкли, что за ней скрывается страница с личными сообщениями или форма обратной связи. Если этот элемент оставить в дизайне интерфейса, но придать ему совершенно иную функцию, человек скорее всего запутается и не поймет, почему ответ на нажатие кнопки не соответствует его ожиданиям.
Аналогичная ситуация с кнопками. Чаще всего они объемны и выделяются на фоне остального дизайна благодаря цвету. Использование тусклых и невыразительных оттенков может привести к тому, что пользователь сочтет кнопку неактивной.
Кроме этого, предсказуемыми должны быть и страницы с контентом. К примеру новости компании следует размещать в одноименном разделе, точно также, как и прайс лист, который должен располагаться в разделе «Цены».
Минималистичный дизайн
Простота – залог качественного и лаконичного интерфейса. Не стоит перегружать страницу множеством ненужных элементов, сложным многоуровневым меню и обилием кнопок. Главное помнить, что дизайн в первую очередь ориентирован на пользователя.
Если сайт большой и информации много, то на главной странице стоит разместить только ключевые моменты. Все остальное лучше убрать в тематические разделы. Заходя на сайт, пользователь хочет увидеть лишь то, зачем он пришел. Если на него сразу обрушится обилие информации, он закроет страницу и уйдет к конкурентам.
Проработка пользовательских ошибок
Качественный дизайн интерфейса не должен содержать никаких ошибок, но это только в теории. На практике всегда встречаются пользователи, которые нажимают не на те кнопки, путаются и сталкиваются с ошибками. Последние важно уметь предугадывать.
Многим знакома ситуация, когда при оформлении заказа приходится вводить довольно много информации, в том числе номер мобильного телефона. Случайно забывая добавить приставку «+7», пользователь нажимает кнопку «Оплатить» и на экране появляется сообщение об ошибке, а все введенные данные удаляются. В итоге сайт предлагает начать заново, но клиента это расстраивает, и он отказывается от намерения сделать заказ.
Чтобы пользователи не сталкивались с подобными ситуациями, в дружественном интерфейсе должны быть заранее продуманы сценарии работы с такими ошибками. Для этого используются кнопки возврата к предыдущему разделу и отмены принятых изменений.
Высокая скорость загрузки
Каким бы простым и удобным не был дизайн интерфейса, но, если страницы веб-сайта загружаются по несколько секунд, все это теряет смысл. Пользователи не хотят ждать, пока контент на нужной странице полностью прогрузится. Одной из причин низкой скорости загрузки является перегруженность элементами, однако проблема может крыться и в других аспектах работы ресурса.
Как сделать интерфейс дружественным
Описанные выше принципы носят скорее теоретический характер. На практике они могут применяться в разных вариациях, но есть несколько правил, без которых сделать качественный интерфейс не получится:
- Безопасность сайта – чтобы человек доверял ресурсу свои личные данные, он должен быть уверен в том, что они не попадут в общий доступ, а оттуда к мошенникам. Для этого необходимо тщательно следить за логинами и паролями пользователей, информировать их об используемых методах защиты, а также отказаться от протокола http в пользу https. Кроме этого стоит спрашивать разрешение посетителей на обработку персональных данных и рассылку электронных писем. Это повысит доверие и лояльность к сайту.
- Удобный поиск – данная функция необходима на многостраничных сайтах с обилием контента (товары, статьи, документация и прочее). Создавать поисковый алгоритм нужно таким образом, чтобы он мог распознавать разные словоформы, меняющиеся в зависимости от числа, рода или падежа.
- Адаптивность – больше половины пользователей выходят в интернет с мобильных устройств, поэтому сайт должен хорошо работать и на них. Можно использовать как адаптивный дизайн, так и разработать полноценную мобильную версию. Самое главное, чтобы все кнопки, ссылки, изображения и анимации корректно отображались на устройствах с разным размером экрана.
- Дублирование кнопок целевого действия – иногда контент выходит за пределы экрана, и его нужно скролить вниз. В конце текста также должна быть кнопка call-to-action, призывающая пользователя оформить заказ, зарегистрироваться и т.д.
- Работа с контрастом – кнопки и ссылки являются ключевыми элементами всего сайта, поэтому они должны выделяться на фоне остального контента. Чтобы сделать их более заметными можно использовать контрастные цвета и тени, добавляющие объема.
- Размещение текста – на странице должна быть только одна статья без других информационных блоков. Последние будут отвлекать внимание посетителя от главной информации. Исключения могут составлять только онлайн-СМИ и крупные информационные порталы, где по бокам от центральной статьи расположены новости и анонсы других материалов. Однако даже в этом случае дизайн интерфейса сложно назвать дружелюбным по отношению к пользователю.
- Подконтрольная свобода выбора – несмотря на то, что посетитель должен чувствовать себя на сайте удобно и свободно, нельзя допускать ситуации, при которой он начинает сомневаться и путаться в своих желаниях. К примеру, в интернет-магазинах, в нижней части товарных карточек можно увидеть другие похожие товары. Не стоит показывать все имеющиеся варианты, лучше ограничится 5-7 наиболее подходящими.
- Отдельного внимания заслуживает процесс заполнения полей. Он должен быть простым и понятным. Это относится ко всем формам, в которые нужно вводить данные: оформление заказа, подписка на обновления, регистрация. Система должна помогать человеку, например, при заполнении неуникальных полей можно сделать выпадающий список, который поможет ввести корректные данные в автоматическом режиме. Если необходимо указать дату рождения, целесообразно использовать специальное поле с календарем.
- При вводе информации в поле, нужно проверять ее правильность. Пользователь должен сразу видеть свою ошибку, а не после того, как заполнил всю форму и нажал кнопку «Готово». Каждое поле следует снабдить автоматической проверкой, которая будет подтверждать корректность введенных данных.