Карта сайта от англ. sitemap – это страница, на которой в виде ссылок перечислены все основные разделы веб-ресурса. Это своего рода оглавление, которое есть практически во всех книгах. С помощью карты сайта пользователи могут без труда найти нужную им информацию. Навигация по ресурсу значительно улучшается.
Для чего нужна карта сайта
Sitemap играет важную роль в SEO, поскольку без него индексация страниц занимала бы гораздо больше времени. В этом случае карта должна представлять из себя xml-файл, который умеют распознавать поисковые роботы.
Предположим, пользователь зашел на сайт, посвященный компьютерным играм, чтобы узнать свежие новости индустрии. Но на главной странице нет никакой ссылки, ведущей на этот раздел. Где искать нужную информацию – непонятно. С похожей проблемой сталкиваются и поисковые роботы. Они вынуждены анализировать случайно выбранный контент, при этом часть страниц остается не проиндексированной.
Для эффективного взаимодействия и с роботами, и с людьми сайтам нужны своего рода путеводители. С их помощью можно быстро проанализировать весь ресурс и найти нужный раздел или страницу всего за пару кликов.
Карта сайта имеет целый ряд преимуществ:
- ускоряет процесс индексации;
- улучшает взаимодействие посетителя с ресурсом;
- помогает поисковым роботам быстрее анализировать сайт, показывая, какие страницы нужно посетить.
Если бы у сайта про компьютерные игры из примера выше была карта, то посетитель без труда нашел раздел с актуальными новостями. Кроме этого, sitemap сообщает роботам об имеющихся обновлениях, а также о типе опубликованного контента.
Какие бывают карты сайта
Карта сайта может быть выполнена в двух форматах: HTML и XML. Первый ориентирован на пользователей и улучшает навигацию по ресурсу. Второй – предназначен для поисковых систем, чьи роботы индексируют страницы, указанные в соответствующем файле.
HTML-карта
HTML-карта позволяет визуализировать структуру всего ресурса. Ее главная задача – сделать удобную навигацию для пользователя. Именно поэтому данная разновидность sitemap должна быть простой, но в то же время информативной и подробной.
Как правило, HTML-карта выполнена в той же стилистике, что и весь остальной ресурс. Она автоматически обновляется и показывает посетителям самую актуальную информацию. К ее ключевым особенностям относят: понятную структуру, простое оформление и доступность для пользователей.
При создании HTML-карты не стоит добавлять в нее картинки, подписи или другие элементы, способные отвлечь пользователя. Самое главное – создать простое и качественно структурированное содержание, которым будет удобно пользоваться. При этом размещенные ссылки должны быть активными, то есть при клике на них посетитель сразу же оказывается в интересующем его разделе.
Sitemap, созданный в виде HTML документа, включает в себя наиболее важные страницы, например: основные разделы, реквизиты, подразделы и контактную информацию. В зависимости от объема опубликованных данных количество разделов может меняться. Если речь идет про небольшой ресурс, то для каждого размещенного материала можно оставить отдельную ссылку. Если же сайт большой, необходимо разместить только самое важное.
Никто не запрещает создать сразу несколько карт. На практике подобное используется при разработке объемных сайтов со сложной структурой. В этом случае для каждого раздела разрабатывается отдельный sitemap. Такое решение можно встретить во многих интернет-магазинах, где продается большое количество товаров. Однако если количество ссылок не более 80-100, то создавать несколько карт нецелесообразно.
XML-карта
Подобный формат необходим поисковым системам. Файлы с таким расширением недоступны для пользователей, а предназначены исключительно для поисковиков. Ключевая задача XML-карты – помочь роботам как можно быстрее проиндексировать страницы.
Благодаря ей они узнают целый набор полезных сведений, например, приоритет страниц или информацию об обновлениях. Поисковые системы не всегда точно следуют указаниям, прописанным в XML-map, однако узнавать нужную информацию им становится намного удобнее и проще.
Многие владельцы веб-ресурсов задаются вопросом о том, какой формат лучше использовать. Однозначного ответа здесь дать нельзя, все зависит от количества страниц, контента и структуры. Однако лучше всего создать и XML, и HTML карты. Так получится улучшить навигацию и упростить работу поисковикам.
Также стоит упомянуть про карту изображений, имеющихся на сайте. Ее нужно создавать, когда владелец ресурса хочет, чтобы поисковые системы правильно распознавали содержимое сайта и лучше его индексировали. Особенно это актуально в сферах, где пользователи часто используют поиск по картинке или в выдаче одними из первых появляются именно изображения.
Для изображений также используется Sitemap в формате XML. Он помогает обозначить все имеющиеся на ресурсе картинки, тем самым повышая вероятность их показа в результатах поиска и способствуя привлечению новых пользователей. Среди прочего, карта изображений дает возможность контролировать индексацию и выставлять приоритеты для определенных изображений.
Когда нужно создавать sitemap
О создании карты необходимо задуматься следующим категориям:
- новые сайты – sitemap помогает им гораздо быстрее попасть в результаты поисковой выдачи;
- сайты с большим количеством разделов – это могут быть интернет-магазины, крупные информационные порталы или онлайн-энциклопедии. Карта поможет пользователям лучше ориентироваться в обилие информации, представленной на ресурсе;
- сайты с большим количеством мультимедиа – если ресурс содержит много картинок, аудио и видео материалов, то sitemap поможет ему продвинуться в выдаче;
- сайтам с регулярно обновляющимся контентом.
Многие ресурсы в интернете имеют сложную или нарушенную иерархию, что способствует появлению большого количества разрозненных разделов. Для них HTML-карта просто необходима, в противном случае пользователь просто не найдет нужную информацию. Если же структура в порядке, а навигация логична и продумана, то достаточно сгенерировать только XML-карту, которая поможет не затеряться в результатах поиска.
Как создать карту сайта
Создать HTML-sitemap можно вручную или автоматически. Первый вариант довольно сложен, поскольку при добавлении новых данных карту придется каждый раз переделывать. Постоянное обновление файлов занимает много времени, к тому же требуется знание HTML.
Второй вариант более предпочтителен, поскольку всю работу выполняют специализированные сервисы. Подобные инструменты бывают платные и бесплатные. Большинство из них имеют несколько тарифных планов, поэтому удобно подобрать вариант под себя.
С картами в формате XML дела обстоят схожим образом. Самостоятельно создать sitemap можно, но потребуется время и определенные знания. Поэтому для большинства новичков данный способ не подойдет. Намного проще воспользоваться сервисами, которые автоматически генерируют нужный файл. Некоторые из них даже не требуют регистрации, достаточно заполнить нужные поля с данными.
Что не нужно вносить в карту
Создавая sitemap, следует понимать, что она влияет на результаты поисковой выдачи, поэтому в нее не стоит добавлять определенные страницы:
- файлы с технической информацией;
- страницы с устаревшим контентом;
- удаленные страницы, при переходе на которые пользователь видит ошибку 404.
Кроме этого, на результаты поиска негативно влияют дубли, от которых стоит избавляться. Их также не нужно вносить в карту сайта.