Одной из первостепенных задач любой компании является привлечение внимания потребителей к продукции или услуге. Запомнится аудитории можно разными способами, например, создать собственного маскота.
Что такое маскот и для чего он нужен
Маскот – это некий персонаж (талисман) в роли которого может выступать вымышленное существо, животное или человек. Все зависит от того, как себя бренд позиционирует, какие маркетинговые задачи перед собой ставит и на какую целевую аудиторию ориентируется. Маскоты есть не только у компаний, но и у спортивных команд, учебных заведений и чемпионатов. Они могут быть интегрированы в логотип, а могут представлять из себя полноценную составляющую фирменного стиля.
При этом далеко не каждый персонаж, изображенный на логотипе, является маскотом. Последний представляет собой полноценный образ, за которым скрывается определенная история и постоянное развитие. У него есть продуманный характер, а также набор «точек соприкосновения» с потенциальными потребителями. Кроме этого, для маскота создают мимику и позы. Чтобы еще больше его оживить, используется анимация.
Преимущества использования маскота
Ключевое достоинство маскота – взаимодействие с целевой аудиторией на эмоциональном уровне. С его помощью можно наделить бренд человеческими качествами, что поможет повысить интерес и лояльность клиентов. К другим преимуществам относят:
- эффективную коммуникацию с потребителями – персонаж позволяет компании или бренду донести свою главную идею. Подобный эффект достигается за счет правильно сформированного образа, в котором учитывается мимика, позы и жесты;
- высокие показатели виральности – созданный персонаж может пародировать известные мемы, а может создавать их самостоятельно. Например, у Сбера маскотом является кот, с участием которого можно найти множество запоминающихся мемов. Кроме этого, от его лица проводятся уроки финансовой грамотности в различных социальных сетях, что также позволяет контенту хорошо вирусится;
- положительные ассоциации – хорошо продуманный маскот гарантированно запомнится потребителям. Они смогут его распознать среди других рекламных кампаний. Благодаря этому возрастает вероятность совершения повторной покупки, и клиент постепенно становится постоянным. Кроме этого, он будет рекомендовать продукт или услугу своим друзьям и знакомым;
- упрощение продаж – компании могут предлагать довольно сложные услуги или продавать товар с не самым привлекательным внешним видом. В этом случае повысить продажи также поможет маскот. Через него фирма объяснит все тонкости и нюансы, а также сможет продемонстрировать конкурентные преимущества.
Разновидности маскотов
Как было сказано выше, в роли талисмана могут выступать животные, люди, вымышленные персонажи, растения, а также здания и предметы. Самое главное, чтобы они обладали определенными человеческими качествами. Выбор этих качеств зависит от особенностей бренда и продвигаемой продукции. Яркий пример продуманного маскота – Хэппи Мил. Благодаря работе маркетологов неодушевленный предмет удалось сделать настоящим символом, который узнают во всем мире.
Существует несколько разновидностей маскотов, характер и внешний вид которых зависит от способа взаимодействия с аудиторией. Чаще всего встречаются:
- герои – неотъемлемые участники ситуаций, связанных с брендом или компанией;
- эмоции – персонажи, способствующие проявлению определенных чувств, будь то счастье, радость или грусть;
- помощники – они помогают потребителю в решении определенной проблемы;
- друг – персонаж, с которым представитель целевой аудитории может весело провести свободное время;
- антигерой – данный тип встречается реже, поскольку имеет не такой высокий отклик. Чаще всего бренды используют его для очеловечивания различных микробов и болезней.
Бренду необязательно ограничиваться только одним персонажем. Их может быть несколько, но выстраивать связь между ними не стоит.
В каких случаях компании нужен маскот
Любая компания может создать себе маскота. Однако такое решение должно будь оправдано. В первую очередь о создании персонажа стоит задуматься компаниям, чья целевая аудитория – это подростки или молодежь. Они намного лучше откликаются на коммуникацию, подкрепленную положительными эмоциями.
Также маскот поможет компаниям, реализующим сложные товары. Через персонажа можно донести трудные для понимания вещи более простым языком. Подобной тактикой часто пользуются в IT-сфере, где найти точки соприкосновения с ЦА довольно проблематично.
Этапы создания фирменного маскота
Процесс создания персонажа состоит из шести основных этапов:
- анализ аудитории – компания должна понимать, какие потребности и желания есть у ее потенциальных клиентов. Обращать внимание нужно на пол и возраст целевой аудитории. Эти характеристики влияют на запросы выбранной категории;
- поиск ассоциаций – на этом этапе определяются качества, которые в дальнейшем будут закреплены за талисманом. Чтобы их найти, необходимо понять, какие ассоциации вызывает у людей компания или бренд
- анализ конкурентов – если у других представителей этой же ниши есть собственные персонажи, то необходимо выяснить их качества. На полученную информацию можно опираться при создании собственного уникального маскота;
- генерация идей – когда все необходимые данные собраны, можно переходить к разработке персонажа. Лучше всего сделать сразу несколько вариантов, а затем выбрать наиболее подходящий, который будет отражать все главные качества бренда или компании;
- подбор характеристик – здесь продумывается характер персонажа, его мимика, внешний вид и множество других мелких деталей, формирующих целостный образ;
- разработка – данный этап заключительный и подразумевает графическую разработку маскота. На основе выбранного варианта создается плоское или объемное изображение. При желании его можно трансформировать в фигурку или анимацию.
Особенности, которые стоит учесть при создании маскота
Прежде чем создавать маскота, нужно понять, что это будет: человек, вымышленный персонаж, животное или растение. Самое главное, чтобы образ не противоречил идеи бренда и его позиционированию. Кроме этого, талисман следует наделить отличительной чертой, своего рода изюминкой. Это поможет добиться индивидуальности, без которой запомниться аудитории будет сложно. Герой должен обладать теми же качествами, которые продвигает бренд.
Как защитить маскота от копирования
Маскоты представляют собой оригинальное графическое произведение, поэтому автоматически попадают под авторские права. Проще говоря, если талисман создан, он уже защищен от копирования. Однако можно дополнительно подстраховаться, чтобы избежать возможных проблем в будущем.
Речь идет о регистрации маскота в качестве товарного знака. Такое действие закрепляет права компании на использование персонажа и любых других похожих вариаций. В этом случае при создании коллабораций не придется изучать множество юридических тонкостей. Весь процесс значительно упроститься. Более того, если персонаж будет незаконно использован, компания может получить с нарушителя до нескольких миллионов рублей.