Соберите проект #
Выберите интересующую вас услугу
Меня интересует...

    Продуктовая разработка: что такое, этапы

    Продуктовая разработка: что такое, этапы
    4 мин.

      Технологии не стоят на месте, потребности покупателей постоянно меняются, поэтому выпускать на рынок один и тот же товар много лет подряд нецелесообразно. Чтобы не потеряться на фоне конкурентов, нужно держать руку на пульсе, постоянно внедрять передовые технологии и создавать новые продукты.

      В разных отраслях продуктовая разработка может выглядеть по-разному. Все зависит от используемой методологии и свободных ресурсов. Объединяющим фактором является продуманная экономическая стратегия, в которой четко отражена последовательность действий. Благодаря ей, бизнес может грамотно распределить ресурсы, сократить расходы и оптимизировать существующие внутренние процессы.

      Что такое разработка продукта

      Путь от идеи до релизной версии называется разработкой продукта. В основе этого процесса лежит подробный план, помогающий создать товар или услугу, а также вывести его на рынок. Создание нового продукта помогает решить сразу несколько важных бизнес-задач:

      • повышение узнаваемости бренда;
      • расширение целевой аудитории;
      • масштабирование бизнеса;
      • расширение ассортимента;
      • повышение конкурентоспособности.

      Разработка подразумевает взаимодействие специалистов из разных областей, начиная от маркетологов и дизайнеров, заканчивая программистами и аналитиками данных. Все они составляют единую команду, которой руководит продакт-менеджер. Он несет персональную ответственность за все аспекты разработки.

      Многие считают, что разработка продукта это тоже самое, что и проектная разработка. На самом деле это не так. В первом случае бизнес ориентируется на имеющиеся у него ресурсы, самостоятельно расставляет приоритеты и работает ситуативно. Во втором – у заказчика уже есть готовый план, который требует реализации.

      Виды нового продукта

      Классификация новых продуктов зависит от степени их обновления. Принято выделять следующие виды:

      • Инновация – разработка принципиально нового технического продукта, который еще не выпускался на рынок. При его создании используются передовые технологии или материалы. Обычно компании отказываются от этого варианта, поскольку существует множество рисков;
      • Модификация – усовершенствование существующего товара. Изменения могут коснуться внешнего вида, функциональных особенностей, характеристик или упаковки. Чаще всего обновленный продукт стараются сделать менее затратным в производстве;
      • Копия – продукты, выполненные по образцу конкурентов. Также к этой категории относятся товары, которые создаются исключительно для расширения ассортимента. Они мало чем отличаются от существующих, за исключением небольших изменений.

      Этапы разработки продукта

      Заранее предсказать как будет развиваться разработка продукта – невозможно. Подходы к работе, используемые инструменты – все это может различаться даже у компаний, работающих в одной нише. Процесс разбит на множество итераций, для каждой из которых характерна собственная методология управления.

      Подобное сегментирование позволяет расставить четкие приоритеты и анализировать промежуточные итоги, сравнивая их с затраченными ресурсами. Завершение итерации означает получение определенного результата на пути обновления продукта. Алгоритм разработки включает в себя несколько этапов:

      • формирование идеи;
      • проведение исследований и анализ рынка;
      • создание MVP и MVF;
      • тестирование и разработка;
      • поддержка продукта и его продвижение.

      Каждый из пунктов может включать в себя несколько подпунктов, но глобально на результат это не влияет.

      Формирование идеи

      Работа над проектом начинается с выявления потребностей потенциальных покупателей. Они напрямую зависят от ситуации на рынке и экономической обстановки. Исходя из потребностей, компании формируют идеи обновления своих продуктов.

      Проведение исследований и анализ рынка

      После того, как бизнес определился с идеей, начинается этап ее исследования. Сделать это можно несколькими способами, но наиболее эффективным считается CustDev, то есть проведение экспериментов и интервью с пользователями. При помощи этого метода компании собирают информацию о своих продуктах и создают клиентоориентированный подход.

      CustDev состоит из трех видов интервью: проблемного, UX и управленческого. Последнее позволяет узнать о преимуществах и недостатках продукта, UX помогает наладить обратную связь, а проблемное выявляет потребности целевой аудитории. Кроме CustDev проводится анализ конкурентов, их продукции и реализуемых решений.

      Создание MVP и MVF

      Когда все исследования проведены, создаётся минимально жизнеспособный продукт — MVP. В него закладывается базовый функционал, и после программирования продукт выпускается на рынок для сбора фидбэка от пользователей. На реализацию MVP не тратят много времени и ресурсов, поскольку для проверки жизнеспособности продукта достаточно всего пары ключевых функций. Тем не менее, это рабочее решение, которым вполне можно пользоваться.

      Если первый вариант показывает хорошие результаты, то создаётся MVF или минимальная рыночная функция. Эта версия уже обладает привлекательным дизайном, пользовательским интерфейсом и расширенным функционалом. После её запуска необходимо дождаться обратной связи от пользователей, и только после этого приступать к масштабированию. Это позволяет избежать потери средств и времени, а также минимизирует риски.

      Тестирование и разработка

      Создание IT-продуктов не обходится без работы тестировщиков. Они подключаются к работе ещё на этапе разработки. Проверка интерфейса, функций и других аспектов программного продукта может проводиться ручным или автоматическим методом, но чаще всего их сочетают для достижения лучшего эффекта. Не менее важным этапом является код-ревью, то есть проверка архитектуры и логики программы. За это отвечает техлид проекта.

      Разработка - один из ключевых этапов, на нем происходит релиз продукта, то есть выпуск на рынок готового решения, без багов и недочётов. В IT-сфере используют разные методологии, например, Kanban, Scrum и др. Иногда их миксуют между собой, создавая тем самым своеобразный гибрид. Команда разработчиков самостоятельно выбирает методологию, которой будет придерживаться при работе, поэтому данный аспект сугубо индивидуален.

      Поддержка продукта и его продвижение

      Это заключительный этап разработки продукта, имеющий коммерческую направленность. Здесь начинают работать маркетологи, создавая стратегию дальнейшего продвижения. Она включает в себя SEO-оптимизацию, таргетированную и контекстную рекламу, различные виды маркетинга и т. д. Задача специалистов — придать бренду узнаваемость и увеличить охваты, тем самым сделав выход на рынок более продуктивным.

      Как избежать ошибок

      Прежде всего нужно следить за ресурсами и чётко их распределять. В противном случае работа может быть не закончена, поскольку банально не хватит денег. Если подходить к разработке в соответствии с чётким и выверенным планом, серьезных ошибок не произойдёт. Главное соблюдать верную последовательность, вначале закладывается «фундамент» проекта, затем возводится «каркас» и лишь потом проводятся «отделочные работы».

      Также не стоит гнаться за автоматизацией, которая в любом случае займёт много времени и негативно скажется на бюджете. Нет никакого смысла автоматизировать недавно созданные процессы, это не даст желаемого результата. Вначале нужно довести до «ума» новое решение и отладить все, что с ним связано.

      При разработке продукта важно помнить, что ключевой задачей является закрытие потребностей пользователей. Именно от этого нужно отталкиваться при создании плана и воплощении его в жизнь.

      Заключение

      Запуск новых продуктов и внедрение передовых технологий — необходимая мера, позволяющая поддерживать уровень конкурентоспособности.

      Для каждой компании процесс разработки продукта является уникальным. Он зависит от многих факторов, в том числе от задач компании, средств которыми она располагает и пользовательских потребностей.

      Разработка состоит из шести основных этапов, на каждом из которых должно проводиться тестирование. Оно совместно с чётким следованием плану поможет избежать ошибок.

      Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.