Личный кабинет (ЛК) — персональная страница пользователя в интернет-магазине, портале с услугами, мобильном приложении и т.д. В нем хранятся данные о пользователе и его действиях на сайте. Это могут быть: заявки, история покупок, записи, оплаты, избранное, личные данные и настройки. В статье рассказываем, какому бизнесу необходим личный кабинет.
Преимущества
Сервисные кабинеты для крупных проектов, электронной торговли — это рабочий инструмент решения задач бизнеса. Например, ЛК на маркетплейсе бывает двух типов: для покупателей и продавцов. Первые сохраняют там данные карт, свои адреса доставки, историю покупок, листы ожидания, отложенные товары и т.д. Продавцы через личный кабинет могут загружать товары, оформлять магазин, общаться с покупателями, отслеживать статусы по заказам и т.д.
Личный кабинет позволяет пользователю решить свои задачи:
- Зарегистрироваться в системе и внести необходимые данные.
- Подключить сервисы и услуги.
- Связаться с техподдержкой.
- Проверить баланс, бонусы и т.д.
- Посмотреть статус и историю заказов.
Бизнесу личный кабинет дает возможность:
- Собрать данные о клиентах.
- Интеграция личного кабинета во внутреннюю CRM позволяет видеть заказы, оплату, личную информацию. Так можно автоматизировать рутинные задачи по бухгалтерии, складу, продажам и маркетингу.
- Повысить качество обслуживания и лояльность аудитории.
- Общаться с пользователем через еще один канал.
- Дополнительный функционал повышает конкурентоспособность компании. Например, пользователю удобно получить результаты медицинских исследований в личном кабинете на сайте лаборатории, а не приходить за ними самостоятельно.
Какому бизнесу необходим личный кабинет:
- интернет-магазины;
- маркетплейсы;
- любые интернет-порталы с услугами, которые можно заказать онлайн — образовательные сервисы, туристический бизнес, транспортные компании;
- банковские, страховые и инвестиционные продукты;
- платформы с электронными услугами — контентные и рекламные сервисы, сервисы документооборота и email-рассылок;
- медицинские центры и клиники и т.д.
Что должно быть в личном кабинете
Функциональность личного кабинета зависит от задач сайта и потребностей пользователя. Чтобы разработать эффективный ЛК, необходимо понимать, зачем он необходим и какая информация в нем будет отражаться.
Мы перед началом проекта проводим аналитику, чтобы определить наполнение и функции личного кабинета. Для этого:
- проводим глубинные интервью с заказчиком и конечными пользователями;
- строим User flow (последовательность действий пользователя на сайте);
- составляем тест-кейсы;
- организуем юзабилити-исследования;
- разрабатываем CJM (карты пути клиента) и т.д.
Эти инструменты помогают выяснить, что хотят видеть в личном кабинете клиенты, которые будут им пользоваться. На основе полученной информации разрабатываем прототипы.
Создание личного кабинета для сайта
Разработку личных кабинетов мы проводим в режиме итерации с почасовой оплатой за работу специалистов команды. Для проекта разрабатывается "дорожная карта" с ключевыми итерациями, которые реализуются по очереди.
Под проект выделяется компетентная команда: менеджер, разработчики, тестировщики, аналитики, дизайнеры и т.д. Мы проводим регулярные онлайн-планерки для презентации результатов и отчетов. Удаленный формат созвонов позволяет регулярно общаться и получать обратную связь от клиентов, например, в Москве, или заказчиков за рубежом. Вся работа команды полностью прозрачна для заказчика.
После запуска проекта в работу клиент может заказать техническую поддержку и доработку нового функционала.
Этапы разработки личного кабинета
Брифование. На этом этапе собираем информацию о бизнес-процессах в компании, данные о том, какие задачи должен решать ЛК для бизнеса и для его клиентов.
Аналитика и бенчмаркинг. Анализируем полученные данные, изучаем опыт конкурентов и уже внедренные рыночные решения.
Постановка задач. Первое задание описывает опыт пользователя в ЛК (UX), а второе — взаимодействие с внешними системами заказчика:1С, ERP.
Разработка дизайна. Собираем пожелания клиента по дизайну личного кабинета. Изучаем дизайн сайта (интернет-магазина, маркетплейса и т.д.), на котором будет располагаться ЛК.
Веб-разработка. Формируем систему блоков сайта с зависимостями: это позволяет программировать поэтапно, а также давать программистам параллельные задания.
Тестирование. Проверяем работу системы, тестируем ее в "боевых" условиях, дорабатываем выявленные баги. Готовим документацию.
Техническая поддержка и доработка. Поддерживаем работу продукта, продолжаем анализировать и улучшать работу системы. Внедряем новый функционал.
Разработка нетиповых личных кабинетов
У нас большой опыт в создании личных кабинетов для b2b-порталов с особыми, не типовыми требованиями. Например, для сырьевого маркетплейса мы разработали личные кабинеты для покупателей, продавцов и перевозчиков. Каждый из этих пользователей может решать свои задачи, автоматизировать рутинную работу, в целом делать все процесс эффективнее и быстрее. Например, закрывающие документы можно получить в личном кабинете, и не надо тратить время на звонки менеджеру.
Для логистической компании, занимающейся перевозками по маршруту Северного морского пути, мы разработали личный кабинет для сотрудников компании и клиентов. В них можно оформлять заказы, отслеживать местоположение судна и т.д. Для реализации таких решений необходимы комплексная аналитика, исследование всех процессов компании и, конечно же, опытные разработчики.
Кейсы
Разработка ЛК для b2b-проекта компании "Дом Технониколь"
ЛК позволяет компании "Дом Технониколь" отслеживать статус работ по проекту, проверять качество монтажа по фото и видеть необходимую документацию. Заказчик может видеть статус работ и результат.
Разработка личного кабинета для B2C-проекта — доставка полезного питания
Для компании Geelfood мы разработали интерфейсы сервиса и ЛК пользователя.
Личный кабинет позволяет отслеживать текущие заказы, просматривать исполненные заказы, редактировать личные данные, получать и списывать бонусные баллы.
Лайфхаки: как сэкономить при разработке ЛК
- Сформировать четкое понимание, зачем бизнесу личный кабинет и какие задачи он будет решать. Иначе продукт окажется тратой денег и времени, которая не окупится из-за низкой эффективности.
- Расставлять приоритеты. Самый эффективный способ — запустить личный кабинет в работу с минимальным функционалом и, получая обратную связь, дорабатывать его. Менее эффективный вариант — много месяцев разрабатывать идеальный продукт с максимальным набором функций, а потом выяснить, что половина из них не нужна пользователю.
- Заранее оценить влияние той или иной функции в ЛК на продажи.
- Изучить рынок и уже реализованные решения. Разработка полностью "с нуля" будет стоить дорого и займет много времени. Ответственный подрядчик порекомендует оптимальное решение для конкретного кейса, а не будет стараться накрутить ценник и продать ненужный дорогой продукт.
Заключение
Личный кабинет — это инструмент взаимодействия бизнеса и клиента, который позволяет решать задачи обеих сторон. Он необходим, если сайт предполагает персонификацию и/ или возврат к действиям. Например, система записи к врачам на сайте медицинского центра.
ЛК должен быть функциональным, то есть облегчать задачу пользователю, а не нагружать его дополнительными ненужными действиями. Личный кабинет должен быть безопасным. Компания должна гарантировать пользователю защиту от слива личной и платежной информации.
Интерфейс ЛК не должен быть перегружен лишними элементами дизайна.
В некоторых сферах бизнес в принципе не работает эффективно без личного кабинета. Например, у маркетплейсов уже давно есть ЛК для покупателей и продавцов.