Поиск автора технических тестов обычно начинается в момент, когда компания устала наступать на одни и те же грабли и осознает как больно они бьют по бюджету компании. Имя этим граблям — разработчики, менеджеры, аналитики, специалисты по документообороту и любые другие штатные специалисты, которые пишут техдокументацию.
Результат такой работы только один — небрежно написанная и сложная для пользователей документация. Решить данную проблему и навести порядок в документации может найм отдельного специалиста — технического писателя.
В статье рассказываем кто это такой, чем он занимается и что должен знать.
Кто такой технический писатель
Технический писатель — это специалист, отвечающий за написание технических текстов для внутреннего и внешнего пользования компании. Результатом работы технического писателя может быть:
- руководство пользователя;
- инструкция по установке и обслуживанию;
- техническое задание на создание сайта или текстов;
- сценарий обучающих материалов;
- гайды для новых специалистов;
- перевод с другого языка технической документации;
- создание графиков, макетов, схем, таблиц и скриншотов для документации;
- документация для внутренних систем и устройств компании — внутренняя база знаний;
- паспорта изделий;
- и многое другое.
Технический редактор может быть полезен в любой области где в работе используется много схем, чертежей, таблиц, макетов, присутствуют сложные технические процессы, используются инновационные или редкие технологии и все это требует сопровождающей документации.
Чем занимается технический писатель - обязанности
Технический писатель должен хорошо разбираться в продукте, который описывает, качественно собирать данные и общаться с разработчиками, грамотно анализировать и структурировать полученную информацию. Большая часть времени технического писателя уходит на анализ ситуации и уточнение деталей, а лишь малая доля — на написание текста.
Его примерная схема работы выглядит так:
- Выяснить цели и задачи написания текста.
- Определить целевую аудиторию и уровень знакомства с продуктом. Например, руководство пользователя МФУ и руководство мастера по обслуживанию этого же МФУ — это тексты с разной проработкой деталей. В первом случае понадобится «разжевать» базовые понятия, а во втором — акцент будет на деталях и сложных процессах: например, порядок обслуживания роликов подачи бумаги.
- Прописать и согласовать план документа.
- Разобраться в деталях и особенностях продукта. Задать вопросы специалистам и разработчикам, изучить имеющиеся данные, протестировать продукт.
- Написать текст с чертежами, схемами, скриншотами, таблицами и комментариями.
- Отправить готовый текст на вычитку и редактуру, проверить итоговый вариант.
Отличия технического писателя и копирайтера
Основное отличие копирайтера и техписа — технический писатель больше «технический», нежели писатель.
Копирайтер — универсальный текстовый боец, который разбирается в маркетинге, продвижении и продажах. Цель его текстов — решить одну или несколько коммерческих задач:
- повысить продажи;
- привлечь новых клиентов;
- повысить узнаваемость бренда.
Форматы текстов могут быть любыми: от написания текстов для соцсетей и рассылок до публикаций на сайте или внешних площадках.
Технический писатель обычно не преследует коммерческих целей. Основная цель его текстов — помочь пользователям или специалистам в работе с продуктом. Его тексты не имеют рекламы, в том числе нативной. Технический текст — это про четкую структуру, понятные пошаговые инструкции и алгоритмы.
Что он должен знать и уметь
Специальность «технический писатель» — техническая, но гуманитарные навыки в ней требуются ничуть не меньше. Среди популярных требований к техническому писателю можно выделить следующие умения:
- быстро находить и проверять информацию;
- работать с большими объемами информации,упорядочивать ее и структурировать;
- составлять схемы, чертежи, макеты, графики, таблицы;
- уметь объяснять простыми словами сложные вещи;
- знать иностранные языки для чтения документации;
- понимать правила документирования;
- знать нормативно-правовые документы;
- знать графические программы и САПР;
- уверенно владеть компьютером и офисными программами;
- работать в команде;
- интервьюировать и задавать правильные вопросы;
- создавать презентации и обучающие ролики;
- быстро обучаться;
- работать в режиме многозадачности;
- иметь высокий уровень дисциплины.
Плюсы и минусы профессии
К плюсам стоит отнести:
- хороший уровень зарплат;
- возможность работать удаленно из любой точки мира;
- постоянное профессиональное развитие и изучение нового;
- есть варианты карьерного роста.
Минусы:
- сложность профессии;
- большое количество рутинных процессов и монотонной работы;
- ответственность за точность информации и ее доступность для понимания.