Сфера дизайна имеет множество направлений, среди которых особой популярностью пользуется UX/UI-дизайн или, как его еще называют, дизайн интерфейсов. Специалисты в этой области востребованы на рынке труда, поэтому с каждым годом желающих освоить данную профессию становится все больше.
Что такое UX-/UI-дизайн
UX и UI – это две составляющие дизайна интерфейса. UX (User Experience) отвечает за функционирование интерфейса. Здесь закладываются принципы взаимодействия пользователя с конечным программным продуктом. UI (User Interface) определяет внешний вид интерфейса: расположение элементов, цветовая гамма и шрифты и другие аспекты графического дизайна.
Обе части тесно связаны друг с другом. Интерфейс современных продуктов невозможно разрабатывать в отрыве от его визуальной составляющей. Это работает и в обратном направлении. Нецелесообразно создавать UI без учета UX. Довольно часто специалисты работают сразу и над UI, и над UX. Их называют дизайнерами интерфейсов и они контролируют полный цикл разработки интерфейса, от получения технического задания до проведения тестов прототипа.
Как происходит проектирование интерфейса
Рабочий процесс UX/UI-дизайнера гибкий, что позволяет использовать разные приемы для выполнения поставленных задач. Благодаря этому возрастает эффективность работы. Ее можно разделить на несколько ключевых этапов: исследование, разработка проекта, создание графического дизайна и тестирование полученного продукта.
Исследование
Перед тем как приступать к разработке интерфейсов, специалист проводит подробное исследование с использованием специальных методов UX-исследования. Он погружается в предметную область, изучает продукт, анализирует похожие решения конкурентов, проводит опросы среди будущих пользователей.
Дизайнер находится в постоянном поиске инсайтов. Он сопоставляет потребности пользователей со способами решения, которые указал заказчик. Поэтому специалист постоянно общается и с клиентом и с потенциальными пользователями. Созданный прототип должен удовлетворять обе стороны.
Данный этап сопряжен с большим количеством встреч и телефонных разговоров. Проект обрастает требованиями, ограничениями, важными деталями и пожеланиями заказчика. Из этого многообразия формируется техническое задание.
Предположим, что перед дизайнером стоит задача спроектировать сайт и мобильное приложение для медицинского центра. У пользователей должна быть возможность записаться на прием к врачу, просмотреть историю посещений и назначений, узнать результаты анализов и других исследований. Также все клиенты клиники должны иметь электронный аналог медицинской карты, доступ к которой можно получить прямо из приложения.
Обсуждая проект с заказчиком, дизайнер узнает причину, почему для этих функций нужно создавать отдельное приложение, ведь их можно добавить в личный кабинет на веб-сайте. Заказчик отвечает, что приложение представляет собой гипотезу, которую необходимо проверить на практике. Если оно будет пользоваться спросом у пользователей, его будут дорабатывать, расширяя функционал.
На этапе исследования дизайнер составляет алгоритм решения поставленной задачи. Для этого используются специальные инструменты:
- карта пользовательского опыта – позволяет узнать ключевые потребности пользователей и методы, с помощью которых их можно закрыть;
- маршрут пользователя – своего рода сценарий, в котором наглядно показан путь пользователя, от момента регистрации до совершения целевого действия.
Дизайн должен быть эффективным, и чтобы понять насколько он справляется с этой задачей, специалист определяет соответствующие метрики. Только после этого можно приступать непосредственно к проектированию. В описанном выше примере с медицинским центром присутствует два формата: веб-сайт и мобильное приложение. Для каждого разрабатываются свои показатели эффективности, например, число посетителей в день или количество скачиваний.
Разработка прототипа
Когда подготовительный этап подходит к концу, дизайнер делает набросок будущего продукта, отражающий его структуру и ключевые моменты. Вначале создается быстрый черновик (вайрфреймом), который показывает главную идею проекта. Как правило, при создании макета используется метод «прогрессивного джипега». Сначала формируется полная структура, затем прорабатываются детали.
Созданный скетч отправляется разработчикам, которые на его основе начинают программировать приложение. Подобный подход позволяет понять дизайнеру насколько выполнимы его идеи. Постепенно вайрфрейм становится более детализированным. Так возникает реалистичный прототип, который параллельно дорабатывается и тестируется программистами. Этот процесс может быть весьма длительным и состоять из нескольких итераций. После того, как прототип протестирован, UX-дизайнер представляет его клиенту.
Проектирование визуальной части
Для дизайнера интерфейсов этап UI-дизайна – лишь очередная задача на пути выполнения проекта. Чтобы ее решить, необходимо владеть навыками из области графического дизайна. Здесь специалист подбирает шрифты, цвета, иллюстрации, формирующие общий стиль. При необходимости создают более сложные анимированные объекты.
На этом этапе перед дизайнером стоит задача создать не просто красивый, но и понятный для пользователя интерфейс. Человек должен без труда ориентироваться в элементах: ссылках, кнопках, формах и т.д. Эта задача во много связана с UX частью, что в очередной раз доказывает тесную связь между этими компонентами.
Тестирование
Для тестирования созданного макета дизайнеры пользуются разными инструментами. Наиболее быстрый и простой – коридорное тестирование, с помощью которого можно выявить наиболее грубые ошибки. Вначале дизайнер создает сценарий будущего опроса, после чего использует его на практике, опрашивая нескольких потенциальных пользователей. Полученные ответы анализируются и в случае необходимости продукт дорабатывается.
Существуют и более продвинутые методы тестирования, например, АВ-тесты или юзабилити исследования. Чаще всего применяются все перечисленные виды, что помогает добиться максимально качественного результата. В конце прототип интерфейса получают веб-разработчики, однако дизайнер по-прежнему контролирует процесс. Он работает над проектом до тех пор, пока он не будет сдан заказчику.
В первую очередь дизайнер интерфейсов ориентируется на потребности пользователей. На всех этапах проектирования специалист одновременно думает и о работоспособности интерфейса, и о его визуальной составляющей. Это забота не столько об интерфейсе, сколько об удобстве использования. Дизайнер безусловно должен принимать в расчет интересы бизнеса и возможности разработчиков, однако его главной целью является разработка качественного интерфейса, способного решить проблемы пользователей.
Для чего разделяют UI и UX
Если проанализировать сайты с вакансиями, можно заметить, что некоторые работодатели разделяют UI и UX. Специалист по UX-дизайну занимается анализом предметной области, исследованием целевой аудитории, созданием прототипов и их тестированием. Затем в работу включается UI-дизайнер, который разрабатывает визуальную составляющую.
Разделение присутствует как в небольших digital-студиях, так и в крупных компаниях. Если ведущий дизайнер раньше работал на позиции UX-аналитика, скорее всего он будет выполнять задачи, связанные именно с UX. В этом случае, UI задачи могут выполнять начинающие специалисты, которым нужно тренировать навыки графического дизайна.
Сегодня границы между UX и UI постепенно исчезают. Дизайнер интерфейсов совмещает в себе сразу две роли. Такие универсальные специалисты более востребованы на рынке труда.
Кому подойдёт профессия
Данная профессия подойдет тем, кто может в доступной форме объяснять сложные вещи, у кого аналитический склад ума и присутствует желание всячески оптимизировать происходящие вокруг процессы. Поскольку задача дизайнера – упростить жизнь пользователям, он должен обладать эмпатией. Кроме этого, такой специалист умеет работать в команде, легко находит общий язык с людьми из самых разных областей.
Что нужно знать UX/UI дизайнеру
Дизайнер интерфейсов должен обладать знаниями сразу из нескольких областей:
- аналитика – знание методов анализа бизнес-задач, помогает эффективно достигать целей и разрабатывать карты пользовательского опыта;
- психология – у пользовательского поведения есть свои паттерны, зная которые можно улучшить визуальное восприятие;
- маркетинг – знания из этой области помогут в анализе целевой аудитории и конкурентов, составлении торговых предложений, а также в создании портрета потенциального пользователя;
- верстка – понимание базовых принципов необходимо для взаимодействия с разработчиками, которым предстоит превратить макет в программный продукт.
Хороший специалист глубоко погружен в ту область, с которой работает. Он интересуется новинками и трендами, которые возникают в графическом дизайне, внедряет их в свои проекты и постоянно экспериментирует, стараясь добиться максимально качественного результата.