Пользуясь цифровыми продуктами, пользователи постоянно сталкиваются с различными интерфейсами. Их разработкой занимаются UX-дизайнеры, которые создают продукт, способный упростить процесс взаимодействия человека и информационной системы. UX-дизайн помогает улучшить пользовательский опыт и повысить лояльность клиента к бренду или компании.
Где используется UX-дизайн
UX-дизайн широко применяется во многих высокотехнологичных сферах. Наиболее востребованными направлениями считается разработка различных устройств (смартфонов, планшетов, голосовых помощников и т.д.) и пользовательских интерфейсов для ПО, веб-сайтов и приложений.
Для человека важно быстро решить стоящую перед ним задачу. Помочь в этом может дизайнер, специализирующийся на улучшении пользовательского опыта. Он создаст решение, которое будет удобным как с точки зрения пользователя, так и с точки зрения разработчика продукта.
Качественный UX-дизайн – это:
- широкие функциональные возможности;
- проработанные сценарии решения пользовательских проблем;
- эффективные, но при этом простые алгоритмы, понятные любому человеку.
Что такое UI-дизайн
Рассматривая UX, нельзя обойти стороной одно очень тесно связанное с ним понятие. Речь идет про UI-дизайн – направление, специализирующееся на разработке визуальной составляющей пользовательских интерфейсов. От него зависит внешний вид сайтов, программ и приложений.
Проще говоря, UI представляет собой надстройку над UX. Это две части одного целого. Одна отвечает за структуру и внутреннюю логику, другая – за внешнее представление. Интерфейс должен быть не только красивым, но и удобным. Внешний вид кнопок, форм, баннеров, иконок и дашбордов элементов – важен, но не менее важна их узнаваемость для пользователей, которые без особых трудностей должны понимать какой элемент за что отвечает.
Где используется UI-дизайн
Главное отличие этого направления от UX в том, что дизайнер не занимается проработкой структуры будущей программы и ее логикой. Ему не нужно создавать сценарии пользовательского поведения. Он работает лишь с теми элементами, с которыми взаимодействует человек.
Опытный UI-дизайнер наделит интерфейс красивыми шрифтами, эстетичным оформлением, простыми для восприятия элементами, а также добавит анимацию. Продукт, который создает этот специалист удобен с точки зрения визуальной составляющей. Заходя на сайт или в приложение человек видит гармонично сочетающиеся цвета, выделяющиеся кнопки, хорошо читаемые иконки и т.д.
Связь между UX и UI
На практике UX всегда используют совместно с UI, поэтому они разрабатываются в паре. Специалистов, работающих сразу с двумя этими направлениями, называют UX/UI-дизайнерами. Такой подход имеет множество преимуществ, к тому же создать качественный интерфейс, работая лишь над чем-то одним, просто невозможно. Однако важно понимать, что перед UX и UI стоят совершенно разные цели, поэтому воспринимать их в качестве взаимозаменяемых понятий нельзя.
Любой программный продукт – это результат слаженной работы большого количества людей. Это и разработчики, и тестировщики, и дизайнеры интерфейсов. Без продуманной логики, красивый дизайн будет бесполезен и наоборот. Именно поэтому, чтобы конечный пользователь остался доволен, важен каждый этап процесса разработки.
Этапы проектирования интерфейса
Создание пользовательского интерфейса – это довольно сложный и продолжительный процесс. Недостаточно нарисовать иконки, добавить кнопки и подобрать цвета для разделов меню. Дизайнеру предстоит длительная работа, в ходе которой он должен понять, какие задачи предстоит решать интерфейсу будущего продукта. Как правило этот процесс делят на несколько ключевых этапов.
Исследование
Прежде всего специалист собирает информацию о потребностях потенциальных пользователей. Для этого проводятся интервью и опросы, изучаются прямые конкуренты и их продукты, а также анализируется рынок. На этом этапе важно понять основные проблемы, с которыми человек может столкнуться в ходе использования приложения, сайта или устройства. Это поможет сделать интерфейс максимально продуманным и удобным.
Кроме общения с целевой аудиторией, дизайнер должен постоянно находиться на связи с заказчиком. Помимо подробного брифа, необходимо собрать все имеющиеся пожелания, требования и ограничения. Добиться этого помогают личные встречи, телефонные переговоры или видеоконференции. Перед тем, как приступать к работе, специалист должен обсудить с клиентом возможные референсы.
Предположим, что перед дизайнером ставят задачу разработать веб-сайт и мобильное приложение для медицинского центра. Бриф содержит следующие требования: пользователь должен иметь возможность записаться на прием ко врачу и/или другие исследования (УЗИ, анализы, МРТ и т.д.), онлайн оплатить услуги, просмотреть историю посещений клиники, а также ознакомиться с выписками из электронной медицинской карты. При этом две последние функции должны быть добавлены не на сайт, а в приложение.
В ходе общения с заказчиком дизайнер узнает, что мобильное приложение представляет из себя гипотезу, которую необходимо проверить. Именно поэтому оно будет содержать ограниченный функционал. Если пользователи будут им активно пользоваться, его продолжат развивать и дорабатывать.
После этого специалист создает алгоритм действий потенциального пользователя. В нем отражены все его шаги, начиная открытием приложения и заканчивая совершением целевого действия. Это помогает визуализировать разные процессы, например, запись на прием или просмотр выписок. Далее создается карта пользовательского опыта, помогающая понять ключевые потребности целевой аудитории.
Когда все ключевые моменты согласованы с заказчиком, дизайнер предлагает ему выбрать метрики, с помощью которых будет оцениваться эффективность созданного дизайна. Для веб-сайта метрикой может быть количество записей, созданных посетителями за сутки, а для приложения – число скачиваний за месяц.
Прототипирование
После того, как вся необходимая информация была собрана, дизайнер приблизительно представляет, каким будет итоговый продукт. В этот момент он приступает к создание чернового прототипа или как его еще называют вайрфрейма. Его задача передать главную идею. Такой набросок не имеет ничего общего с финальным вариантом. С визуальной точки зрения это черно-белый скетч, с плохо проработанными иллюстрациями, иконками и другими графическими элементами.
Его отправляют на согласование заказчику, и, если последнего все устраивает, черновик получают веб-разработчики. Они создают базовую структуру приложения, которая показывает, насколько удачными оказались идеи дизайнера. Если возникают проблемы, разработчики их исправляют и снова проводят тесты. Так продолжается до тех пор, пока «каркас» приложения не будет работать нормально. После окончательного согласования с заказчиком дизайнеры приступают к созданию внешнего вида приложения или веб-сайта.
Проектирование визуальной составляющей
Этот этап полностью посвящен визуальной составляющей проекта. Дизайнер занимается подбором цветовой палитры и шрифтов, формированием стилистики приложения, созданием фоновых элементов, иконок и графики. Некоторые элементы дополнительно анимируются, поэтому дизайнер должен обладать соответствующим опытом. Задача специалиста создать одновременно красивый и функциональный интерфейс, который не будет вызывать у пользователей никаких проблем.
Проверка решений
После того, как макет полностью готов, дизайнер интерфейсов начинает его тестировать. Для этого собирается фокус-группа, которой предлагается выполнить определенные задачи с помощью мобильного приложения или веб-сайта. К примеру, в случае с медицинским центром, перед пользователями могут быть поставлены следующие задачи:
- записаться на прием к врачу;
- скачать по ссылке мобильное приложение и установить его;
- пройти процесс регистрации в приложении;
- просмотреть информацию о прошлых посещениях медцентра.
После этого собирается обратная связь. Это могут быть комментарии, пройденный опрос, предложения или замечания. Если в ходе тестирования выясняется, что один или несколько элементов нуждаются в доработке, дизайнер возвращается на соответствующий этап и вносит необходимые изменения.
Когда все проблемы улажены, проект передается в руки веб-разработчикам. Фактически работа дизайнера на этом подходит к концу, но он продолжает сопровождать проект до его сдачи заказчику. Пока не произошло финального согласования, специалист контролирует процесс и отвечает на возникающие вопросы у программистов.
Принципы качественного UX/UI-дизайна
Чтобы создать качественный интерфейс, нужно основываться не только на собственном опыте и брифе заказчика, но и придерживаться нескольких базовых принципов. Первый и самый главный – удобство пользователя. Требования заказчика и идеи дизайнера не должны идти в ущерб простоте и удобству пользовательского интерфейса. Важно чтобы в нем мог разобраться даже ребенок. Кнопки рекомендуется делать большими и контрастными, разделы и подразделы меню – понятными и предсказуемыми.
Пользователю вряд ли понравится, если товар, находящийся в корзине, попал туда из раздела «Избранное». В ней должны находиться лишь те позиции, которые человек собрался приобрести. Если фокус-группа говорит о том, что интерфейс сложен для восприятия, к этим словам нужно обязательно прислушаться и сделать некоторые функции проще или вовсе от них отказаться. Также не рекомендуется добавлять чересчур много кнопок. Это может оттолкнуть пользователя.
Хороший интерфейс должен быть предсказуемым, последовательным и логичным. Не стоит использовать нестандартные приемы там, где они не нужны. К примеру, если человек нажимает на кнопку «Меню», он планирует увидеть полный список разделов, а не их часть. При этом важно не перегрузить экран. То есть меню должно состоять только из названий разделов. Не нужно добавлять к ним картинки, иконки и прочие элементы. Может показаться, что простые решения – это скучно. Однако большинство приложений и сайтов однотипны. Они используют одни и те же шаблоны, к которым пользователи давно привыкли.
Показательная история произошла с продукцией компании Apple. После удаления из интерфейса iPhone кнопки «Home», многие пользователи стали высказывать недовольство этим решением. За много лет потребители привыкли к ней, и лишившись привычного элемента управления начали испытывать сложности. Им приходилось настраивать виртуальные аналоги этой кнопки и привыкать к изменениям. Несмотря на это, проблем с продажами у компании не возникло, поскольку интерфейс был все равно удобным и нивелировал все недостатки.
В контексте веб-сайтов и мобильных приложений цена ошибки может оказаться намного выше. Плохо продуманный пользовательский интерфейс станет причиной ухода клиентов к конкурентам, что негативно скажется на прибыли компании-заказчика.
При разработке дизайна важно не переборщить с трендами. Если взглянуть на сайты и приложения, которые сегодня создаются, можно заметить, что большинство из них придерживаются определенной концепции, используя похожую цветовую гамму, шрифты и логику. Однако, модные тенденции часто становятся причиной создания нестандартных решений. В одних случаях – это оправдано, в других – нет.
Сложные анимации, обилие элементов – все это негативно сказывается на производительности и увеличивает продолжительность разработки. В отдельных случаях, приходиться полностью перерабатывать интерфейс. Тренды имеют свойство регулярно меняться, и вносить каждый раз правки в дизайн – дорого и нецелесообразно.
Что должен уметь UX/UI-дизайнер
Хороший дизайнер пользовательских интерфейсов должен обладать профильными теоретическим знаниями, практическим опытом, а также эмпатией по отношению к заказчикам и целевой аудитории. Если специалист может поставить себя на место простого пользователя, он с большей долей вероятности создаст качественный интерфейс. Кроме этого дизайнер должен владеть графическими редакторами, знать типографику и цветовую теорию, уметь создавать анимированные объекты и запоминающийся визуал.