Технологии проникают во все сферы жизни человека и торговля не стала исключением. Ее онлайн-сегмент уже давно привлекает большое количество компаний. Наиболее распространенным способом реализации товаров в интернете стали маркетплейсы. Они представляют собой целую категорию онлайн-сервисов, на которых можно продать или приобрести различные товары и услуги, включая бытовую технику, электронику, одежду, еду и т.д.
Маркетплейсы делятся на несколько видов, у которых есть своя специализация и набор функций. Это позволяет бизнесу выбрать наиболее подходящий для него вариант.
Маркетплейсы по типам пользователей
- C2C – такие площадки объединяют покупателей и продавцов, являющихся частными лицами. Типичный пример C2C-маркетплейса – Avito. На нем представлено огромное разнообразие товаров и услуг. Отличительной чертой подобных сервисов является наличие поддержанных товаров и продуктов с низкой стоимостью;
- B2B – здесь и потребители, и продавцы представляют коммерческие организации. Примером может служить популярная площадка Alibaba, ориентированная на оптовые продажи;
- B2C – платформы, предназначенные для продажи товаров и услуг конечным потребителям. В роли продавца выступают коммерческие организации. Сегодня популярность таких площадок крайне высока, взять тот же Ozon или Яндекс.Маркет;
- C2B – данные площадки ориентированы на фрилансеров, которые помогают бизнесу в решении различных задач. Примером таких площадок являются всевозможные фриланс-биржи, на которых пользователи ищут специалиста в определенной области.
Виды маркетплейсов по внутренней структуре
Вертикальные маркетплейсы
От предыдущей группы они отличаются тем, что специализируются на услугах или товарах конкретной категории. Данные сервисы ориентированы на более узкую целевую аудиторию, поэтому продавцы могут сфокусироваться на определенном товаре, тем самым сделав его более качественным и конкурентоспособным. Самыми популярными вертикальными маркетплейсами являются TripAdvisor, предоставляющий туристические услуги, и Airbnb, через который можно забронировать жилье.
Горизонтальные маркетплейсы
На таких маркетплейсах можно найти самые разные товары и услуги: от небольших сувениров до профессионального оборудования. Задача площадки – создать единое пространство, которое сможет объединить в себе большое количество продавцов и покупателей. При этом последние могут найти здесь практически все. К данной категории относятся: Ozon, Wildberries, AliExpress и др.
Структура маркетплейса также может быть разной: централизованной, комбинированной или децентрализованной. В первом случае, площадка управляется одной конкретной организацией. В случае с децентрализованным сервисом за управление отвечает каждый участник. Комбинированный маркетплейс является своего рода симбиозом двух предыдущих вариантов.
Виды маркетплейсов по формату работы с контрагентами
Маркетплейс может выбрать одну из двух моделей взаимодействия с поставщиками. Если продавец проходит проверку на предмет соответствия принятым на платформе стандартам, то речь идет про эксклюзивный маркетплейс. Если же, никаких ограничений, связанных с поставщиками нет, то такая площадка является неэксклюзивной.
Кроме этого выделяют следующие виды:
- FBM – площадка берет на себя обязанности по хранению товара, решению вопросов с доставкой, принятию оплаты от потребителей;
- FBS – за обработку заказов, хранение и размещение товара отвечает продавец. После оформления заказа, он самостоятельно доставляет заранее упакованную продукцию в сортировочный центр. За дальнейшую доставку отвечает маркетплейс;
- DBS – в этом случае маркетплейс играет роль витрины и взимает за это комиссию. Доставкой продавец занимается самостоятельно.
Другие разновидности маркетплейсов
Корпоративные маркетплейсы
Их целевая аудитория – крупные компании и корпорации. Корпоративный маркетплейс представляет собой удобный инструмент, с помощью которого можно найти партнеров и контрагентов для сотрудничества в рамках определенных проектов. Таким образом бизнес может значительно упростить свою закупочную стратегию, а также сократить продолжительность поиска партнеров. Работа подобных площадок приближена к формату закрытых клубов, в которых могут состоять только зарегистрированные пользователи.
Краудфандинговые маркетплейсы
Такие площадки дают возможность собирать средства на реализацию собственного проекта. Инвесторы вкладываются в понравившиеся проекты, и в случае их успешного развития получают пассивный доход. Подобные маркетплейсы можно встретить в самых разных отраслях: музыка, живопись, информационные технологии и многое другое. Самыми популярными сервисами в этой нише считаются Kickstarter и Boomstarter.
Производственные маркетплейсы
Задача таких площадок – объединить покупателей и продавцов, работающих в одной и той же сфере. В рамках этого сотрудничества совершаются различные сделки экономического характера. Как правило, участниками товарообмена становятся оптовые покупатели и производители. Для них действуют пакеты дополнительных услуг, например, транспортировка товара или финансовая поддержка. Типичный представитель производственного маркетплейса – ThomasNet.
Гибридные маркетплейсы
По названию понятно, что такая площадка совмещает в себе возможности вышеописанных вариантов. Она предлагает пользователям комплексные решения. Маркетплейс позволяет продать или приобрести товар, заказать доставку, получить консультацию по вопросам оплаты и многое другое. К примеру, Amazon является компиляцией вертикальных и горизонтальных маркетплейсов.
Отраслевые маркетплейсы
К данной категории относятся площадки, рассчитанные на определенную целевую аудиторию, который интересен конкретный товар или услуга. Это может быть спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, строительное оборудование или запчасти и комплектующие для автомобилей и спецтехники.
Как выбрать подходящий тип маркетплейса
Классификаций маркетплейсов довольно много и каждый из видов обладает своими уникальными характеристиками и особенностями. При создании подобной площадки необходимо четко понимать, какой именно тип нужен. Выбор будет влиять на налогообложение и функциональные особенности.
Разработка состоит из следующих этапов:
- анализ рынка, целевой аудитории и построение бизнес-модели – прежде всего необходимо понять, какие функции будут доступны пользователям. Если площадка ориентирована на потребителей, упор стоит сделать на опциях, связанных с доставкой и отзывами о товаре или услуге;
- разработка дизайна – неважно, на какую целевую аудиторию рассчитан проект, пользовательский интерфейс в любом случае должен быть интуитивно понятным и удобным. Кроме этого не стоит забывать про удобную навигацию по сайту;
- разработка функционала – на данном этапе создаются все наиболее значимые для маркетплейса функции: работа с документацией, оплата, оформление заказов и прочее;
- тестирование и релиз – это финальные шаги, на которых проверяется работоспособность программного продукта. После исправления найденных багов и ошибок проект представляется пользователям.