Существует множество схем подбора и взаимодействия с персоналом. Одной из них является аутстаффинг – это привлечение сторонних специалистов в имеющуюся команду. При этом заказчику не нужно заниматься оформлением новых сотрудников в штат. Такими услугами пользуются многие крупные компании по всему миру, в том числе и в России. Чтобы эффективно использовать данный способ управления кадрами, стоит узнать обо всех его особенностях и нюансах.
Аутстаффинг и аутсорсинг: отличия
Между аутсорсингом и аутстаффингом есть принципиальная разница. Первое подразумевает взаимодействие со сторонним подрядчиком, который должен выполнить определенную работу. Чаще всего это техподдержка компьютерной инфраструктуры, делопроизводство, бухучет или клининговые услуги.
Компании-аутстафферы предоставляют заказчику собственных работников, которым они выплачивают зарплату и за которых отчитываются перед государством в лице налоговой. То есть сотрудник трудоустроен в одной организации, а работает в другой. Если по каким-то причинам он не подошел заказчику, последний может попросить его заменить.
В случае с аутсорсингом, заказчик планирует получить готовый результат, а процесс, в ходе которого он будет достигнут, его обычно не интересует. При аутстаффинге внештатные сотрудники предоставляются на заранее оговоренный промежуток времени. Организацией и контролем рабочего процесса занимается клиент, который оплачивает не столько результат, сколько время, потраченное на решение конкретной задачи.
Аутстаффинг: плюсы и минусы
Если компания заинтересована в оперативном решении определенной задачи, нагрузка на HR-отдел возрастает, поскольку найти подходящего кандидата в сжатые сроки довольно проблематично. Помочь в этом случае может аутстаффинг, дающий возможность работать с проверенными и опытными специалистами.
К другим преимуществам относится:
- уменьшение расходов, связанных с выплатами в фонд оплаты труда, услугами ДМС и обучением;
- отсутствие обязательств по трудовым отношениям;
- усиление собственного штата;
- возможность управлять нанятым персоналом;
- отсутствие проблем с контролирующими органами;
- возможность сосредоточиться на решении конкретной задачи;
- отсутствие проблем с миграционной службой.
Компания-аутстаффер берет на себя все обязанности по выплате сотрудникам зарплаты и других компенсационных выплат, налогов и отчислений.
Недостатки аутстаффинга в основном связаны с процессом отбора сотрудников. Чтобы подрядчик смог подобрать нужного специалиста, важно четко сформулировать задачу, для решения которой потребовалось усиление штата. Также не стоит злоупотреблять требованиями, не имеющими прямого отношения к проекту. При возникновении вопросов и спорных ситуаций следует обращаться к представителю компании-аутстаффера. Такие организации следят за качеством предоставляемых услуг и стараются идти навстречу клиенту.
При найме большого количества сотрудников может возникнуть хаос, который замедлит процесс трудоустройства. Чтобы этого не происходило, полезно заранее составить четкий план с указанием обязанностей каждого работника. Также в процессе работы может понадобиться корректировка дальнейших действий, поэтому для слаженной работы важна обратная связь. Еще один важный момент при аутстаффе – налоги на персонал. Их оплатой занимается подрядчик, и данная сумма входит в итоговый чек, предоставляемый заказчику.
Рекрутинг и аутстаффинг
Одним из популярных способов подбора персонала является рекрутинг. Его задача – найти специалиста, способного решить поставленные работодателем цели. Чаще всего этот метод используют в своей работе кадровые агентства. Однако они не располагают всей информацией по конкретному проекту. Наем происходит в отрыве от действий команды и не всегда удовлетворяет требованиям работодателя.
На фоне этого аутстаффинг выглядит более удобным и практичным. Компания, предоставляющая специалистов, имеет полное представление об их профессиональном уровне. Если заказчик обращается со сложной задачей, решение которой требует комплексного подхода, подрядчик может пригласить на проект технического лида. Таким образом клиенту не нужно заниматься организацией процессов рекрутинга внутри собственной компании. Он получает и квалифицированных специалистов, и техподдержку проекта.
Аутстафф полезен, когда:
- компания нуждается в узконаправленных специалистах;
- классический поиск сотрудников на рынке сильно затягивается;
- в штате отсутствуют высококвалифицированные специалисты;
- на адаптацию новых сотрудников уходит много времени.
Кроме этого аутстаффинг подходит для оперативной реализации проекта в сжатые сроки. В этом случае привлечение сторонних кадров поможет выпустить продукт в срок.
Что такое аутстаффинг IT-специалистов
В IT-сфере аутстаффинг получил широкое распространение. Привлечение профильных специалистов для временной работы помогает компаниям усилить команду в тех случаях, когда прием работника в штат невозможен. Причины могут быть разные, нередко в организациях просто нет такой штатной единицы.
Подобная схема взаимодействия с персоналом помогает развивать коммерческую деятельность в IT-сфере даже за рубежом, избегая на начальном этапе проблем с регистрацией. Кроме этого получается минимизировать затраты на бухгалтерский и кадровый учет.
Существует довольно распространенное мнение, что аутстаффинг – это наемный труд, который запрещен на территории России. На самом деле это не так. При заключении договора с подрядчиком:
- права работника защищаются законом – заказчик не может по собственному желанию уволить сотрудника. Отказ от услуги происходит в соответствии с прописанными в договоре условиями;
- нанятые специалисты работают над решением конкретных задач, которые заранее обговариваются с заказчиком;
- разработчики или программисты могут работать удаленно, и на них не распространяются локальные акты заказчика;
- заказчику запрещено поощрять специалистов или накладывать на них штрафные санкции.
Виды и задачи аутстаффинга
Аутстаффинг бывает нескольких видов, но чаще всего встречаются классический аутстафф и темпорари стаффинг (Temporary staffing). В первом случае компания формально сокращает рабочий штат, а фактически продолжает работать по-прежнему. Во втором – поиск сотрудников обусловлен сезонностью, например, изменением ситуации на рынке или личными проблемами сотрудника.
Независимо от типа, аутстаффинг позволяет решать следующие задачи:
- эффективное управление штатом сотрудников;
- минимизация рисков, связанных со страховыми выплатами;
- экономия бюджета компании;
- обеспечение соответствия человеческих ресурсов существующему объему работы;
- оптимизация работы бухгалтерии и HR-отдела;
- усиление существующей команды дополнительными специалистами;
- разрешение вопросов, вызванных трудовыми спорами;
- снижение административной нагрузки на бизнес;
- достижение гибкости в управлении кадрами.
Примеры аутстаффинга
Данной услугой активно пользуются крупные компании и корпорации, известные во всем мире. Например, Qualcomm при разработке своей умной цифровой ручки обратилась за помощью к GlobalLogic. В итоге, процесс создания занял всего месяц, что для подобных продуктов крайне быстро. Компания поставила четкую цель – продемонстрировать новинку на Мировом Конгрессе Цифровых Технологий. В реализации данного проекта принимали участие множество специалистов из разных стран, причем работа проходила в удаленном формате.
Услугами аутстафф-компаний пользуются и такие гиганты, как Cisco и Samsung. На такую схему взаимодействия с персоналом они переводят бухгалтеров, аудиторов, маркетологов, IT-специалистов и рядовых продавцов.