Соберите проект #
Выберите интересующую вас услугу
Меня интересует...

    E-commerce: что это, принцип работы, виды

    E-commerce: что это, принцип работы, виды
    5 мин.

      Электронная коммерция — обобщённое понятие, которое подразумевает всю совокупность площадок и сервисов, где товары и услуги оплачиваются в режиме онлайн. К такому виду коммерческой деятельности имеют отношение не только электронные магазины, но и любые интернет-проекты, принимающие электронные платежи. Данная сфера предусматривает и использование методов современной digital-рекламы для продвижения товаров и услуг.

      Что такое e-commerce?

      К электронной коммерции относят деятельность компаний, выполняемую для совершения сделок купли-продажи в интернете, продажу любых товаров и предложение любых услуг с помощью онлайн-сервисов. Это не только торговые и финансовые площадки, но и все связанные с ними транзакции, осуществляемые с применением интернет-технологий, а также взаимосвязанные бизнес-процессы и многие тренды развития рынка.

      В эту систему попадает использование любых коммерческих мобильных приложений, переводы средств в сети, контроль цепочек поставок с помощью онлайн-инструментов мониторинга, интернет-маркетинг в социальных сетях и применение электронной модели обмена данными (EDI).

      Принципы электронной коммерции

      Это уже упомянутая возможностью онлайн-оплаты и отсутствие границ. Любой пользователь Международной сети должен иметь возможность сделать заказ любого товара в магазине, которым владеет зарубежная или международная компания. Его офис или склады могут находиться на любом континенте.

      Крупные игроки рынка, владеющие всем известными брендами AliExpress, Amazon, eBay, — продают товары в большинстве стран мира. Для организации международной доставки не требуется открывать свои офисы в каждом государстве. Хватает и договоров с логистическими компаниями. Отечественные компании чаще всего делают доставку только в пределах России, что объясняется совокупностью множества факторов.

      Классификация рынка электронной коммерции

      Если разделить всю электронную коммерцию по направлениям, то получится примерно такой перечень:

      • глобальные маркетплейсы — не только Amazon и AliExpress, но и российские крупные бренды, такие как Ozon и Wildberries;
      • онлайн-магазины, сферой деятельности которых является реализация товаров в рамках ограниченного набора категорий, к примеру, интернет-магазины одежды, стройматериалов или электроники;
      • магазины программного обеспечения исходного цифрового товара, продающие приложения для ПК и смартфонов. К таким относятся AppStore и Google Play, а также глобальная корпорация Microsoft и ряд других;
      • специализированные сервисы продажи бизнес-услуг и программ для корпоративных клиентов. Продаются услуги, нужные для обеспечения бизнес-процессов клиентов. Это российская компания «1С», магазины разработчиков CMS и тем оформления сайтов, брокерских программ;
      • службы доставки товаров, включая готовую еду и многие другие товары;
      • онлайн-банкинг, системы электронных денег и услуги кредитных организаций по выдаче так называемых микрокредитов;
      • услуги перевозок, в также службы вызова такси и каршеринга;
      • сервисы для интернет-маркетинга, существующие в качестве элементов крупных социальных сетей, дающие возможность вести бизнес с использованием специальных категорий аккаунтов;
      • другие виды и типы бизнеса.

      Электронная коммерция выходит за рамки обычного разделения бизнеса на ориентированный для работы в сегментах b2c и b2b. Это основные, но не единственные типы охватываемых ею отношений. Она может иметь более широкие рамки и неожиданные формы выражения.

      • c2b (consumer to business, «потребитель для бизнеса») — фрилансеры, будучи самозанятыми или ИП, предлагают свои услуги организациям. Характерный пример — биржи для исполнителей на аутсорсинге, в роли которых выступают дизайнеры, программисты, копирайтеры;
      • c2c (consumer to consumer, «от потребителя к потребителю») — граждане, которые могут быть репетиторами, кондитерами, портными и автомеханиками, продают друг другу свои услуги или товары;
      • g2b (government to business, «от правительства к бизнесу») — государственные учреждения делают поставки чего-то коммерческим организациям, например, земельные участки, право на использование радиочастот, воздушного пространства, систем для работы с данными;
      • b2g (business to government, «бизнес для правительства») — товары и услуги, предоставляемые в рамках государственных закупок, специальное программное обеспечение, электроника, продажа которых часто происходит в рамках тендеров, чтобы покупатель мог отобрать предложения лучших поставщиков;
      • c2g (consumer to government, «от потребителя к правительству») — оплата потребителями различных госуслуг и налогов.

      Как работает электронная коммерция?

      Электронная коммерция строит свою деятельность по следующему принципу.

      • Потребитель (получатель, заинтересованное лицо) товара или услуги выбирает нужный товар в интернет-магазине, или на соответствующей площадке другого типа, и оставляет заявку на приобретение.
      • Сотрудник компании-продавца рассматривает и обрабатывает эту заявку. Ему нужно понять, имеется ли такой товар на складе и после этого одобрить. Некоторые системы делают всё автоматически.
      • Осуществляется предоплата заказа при помощи карты, счёта электронного кошелька. Транзакция проходит через банк, а компания получает уведомление о поступлении средств на свой счет.
      • Заявка отправляется на склад, где формируется заказ на доставку.
      • Сотрудники склада передают товар службе доставки, которая транспортирует его в пункт выдачи или к клиенту на дом.
      • Когда товар поступает в пункт выдачи, покупатель получает уведомление. Для этого делается звонок или отправляется СМС.

      Это самая популярная цепочка взаимодействий, которой обладает современная электронной торговля. Какие-то отличия возможны в силу специфики товара или особенностей работы продавца.

      Преимущества и недостатки онлайн-коммерции

      Рассмотрим наиболее существенные положительные и отрицательные стороны, которыми обладает digital commerce, выражая их простыми словами.

      Плюсы:

      • отсутствие потребности арендовать дополнительные помещения под размещение торговой точки, можно обойтись без множества сотрудников. Довольно стабильно работает складское хозяйство, а консультанты всегда готовы оказать покупателю помощь в режиме онлайн;
      • отсутствует потребность находить посредников для продажи своих товаров. Весь процесс подлежит организации непосредственно с покупателем;
      • имеется возможность усовершенствовать программное обеспечение до такой степени, что оно сможет предоставлять самую совершенную аналитику, основывающуюся на прямые данные о продажах. Более мощные средства дадут рекомендации о планировании закупок так, чтобы товары с гарантией были проданы и дали прибыль. Это создаёт платформу оперативного выявления проблем в работе и оперативного решения их самым рациональным и профессиональным образом. Так же системы аналитики позволяют планировать и прорабатывать используемые рекламные кампании и следить за их результативностью;
      • возможность постоянного увеличения целевой аудитории. При работе в сфере электронной коммерцией целевая аудитория товаров может находиться в любом городе. Такой вид коммерции независим от локации самого магазина;
      • комфортная среда для покупателей. Клиент может посетить магазин в любое удобное ему время и сформировать заказ на нужный ему товар. Обработка заявок будет происходить автоматически, либо как только у менеджера появится такая возможность, и ни одна из них не потеряется.

      Недостатки:

      • люди из отдаленных регионов могут не получить информацию о товарах и услугах по причине неразвитой интернет-связи;
      • осложняется работа по защите авторских прав;
      • постоянно растущая конкуренция. Рынок ecommerce регулярно расширяется, что требует от его участников постоянного совершенствования навыков работы, планирования новых рекламных кампаний и привлечения новой ЦА.

      Примеры электронной коммерции

      Любая интернет-площадка, предоставляющая возможность сделать покупку товара, заказ и оплату услуги, оформление подписки на периодические издания и цифровые продукты, перевод денежных средств на другой счет, представляет собой пример средства электронной коммерции.

      Это сайты, онлайн-сервисы и мобильные приложения, ориентированные на предоставление самых разных услуг. К системам электронной коммерции относятся биржи для фрилансеров, службы доставки, средства онлайн-банкинга и хостинговые компании.

      С помощью современных маркетплейсов Ozon и Wildberries жители самых разных городов могут покупать товары по полностью устраивающих их ценам, что начинает вытеснять обычные магазины. Практика показывает, что конечные пользователи получают огромный выбор, могут заказать в электронных магазинах лучшие товары по самым доступным ценам и использовать для этого обычную дебетовую карту любого банка.

      Заключение

      Разработка и внедрение сайта электронной коммерции может потребовать в несколько раз меньшего бюджета, чем содержание обычного физического магазина. Если соответствовать всем требования, выдвигаемым к безопасности современного интернет-проекта и грамотно продвигать услуги с помощью онлайн-средств, сайт обретёт лояльность клиентов и станет приносить доход.

      Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.