Соберите проект #
Выберите интересующую вас услугу
Меня интересует...

    IT-рекрутер: кто это

    IT-рекрутер: кто это
    5 мин.

      IT-сфера продолжает активно развиваться, поэтому профильным компаниям требуется все больше квалифицированных специалистов. Однако процесс найма отнимает у заказчиков довольно много времени. Оптимизировать данный процесс помогают IT-рекрутеры. Это специалисты, занимающиеся подбором кадров исключительно в сфере информационных технологий.

      У новичков данная профессия вызывает много вопросов: какие отличия между рекрутером и HR, нужны ли глубокие технические знания, где можно обучиться и как трудоустроиться. Обо всем этом в материале ниже.

      Отличия HR от рекрутера

      Под аббревиатурой HR скрывается понятие «человеческих ресурсов». Проще говоря, HR-специалист отвечает за все, что так или иначе связано с людьми, работающими в компании. Он подбирает новых сотрудников, формирует команды, занимается обучением и введением в курс дела новичков, организовывает корпоративные мероприятия, а также формирует итоговую отчетность.

      В случае с небольшим бизнесом решением этих задач занимается один специалист. Если же компания большая, требуется целый отдел. Так, для подбора персонала (рекрутинга) нанимают отдельного человека. Иногда этим может заниматься целое агентство.

      Рекрутер занимается поиском соискателей на конкретные должности и формирует команды для решения задач, стоящих перед бизнесом в данный момент. В различных сферах рекрутеров называют по-разному, например, HR-специалист или специалист по найму. В digital-компаниях эту должность принято называть «IT-рекрутер». Хороший специалист должен быть глубоко погружен в ту область, в которой ищет сотрудников. В противном случае оценить квалификацию кандидата будет проблематично.

      Обязанности профессии IT-рекрутера

      В отличии от HR, перед рекрутером стоит задача найти специалиста, трудоустроить его и ввести в рабочий процесс. Как правило все происходит по следующему алгоритму:

      • поиск кандидата и собеседование;
      • знакомство кандидата с заказчиком;
      • согласование даты выхода на работу;
      • подготовка команды к приходу нового сотрудника.

      Обычно рекрутеры следят за деятельностью нового сотрудника. Если он успешно проходит испытательный срок, они получают дополнительное вознаграждение.

      Рекрутеры бывают двух видов: штатные и работающие от специализированного агентства, с которым заказчик заключил соглашение. Штатный специалист гораздо глубже погружен в специфику рабочих процессов, поэтому он сможет более подробно объяснить кандидату его обязанности и ответит на все возникающие вопросы.

      В случае с агентствами от рекрутера требуется умение быстро погружаться в задачи каждой компании. Для этого необходимо собрать о ней как можно больше информации и внимательно изучить бриф заказчика. Такая подготовка поможет избежать шаблонных ответов на вопросы соискателя.

      Специфика работы на рынке IT

      IT-рекрутер работает исключительно с IT-специалистами, которые чаще всего подбираются под конкретные проекты. Рекрутер может искать как узкопрофильного сотрудника, например, frontend-разработчика, так и работать сразу со всеми вакансиями в IT-отделе.

      Работа в IT-сфере имеет много особенностей. Здесь кандидатов не устроят шаблонные фразы и стандартные преимущества, предлагаемые компанией. Чтобы расположить к себе кандидата, рекрутеру необходимо быть погруженным в сферу разработки и технологий. В противном случае выстроить доверительные отношения с потенциальным сотрудником не получится.

      Согласно данным, опубликованным площадкой hh.ru, за последний год спрос на IT-специалистов увеличился практически на 40% и продолжит расти в будущем. Сегодня любой бизнес нуждается в IT-продуктах: приложения, веб-сайты, системы автоматизации и многое другое. Чтобы это создать, требуются люди, обладающие соответствующими знаниями и навыками.

      Несмотря на обилие всевозможных онлайн-курсов, отрасль по-прежнему испытывает кадровый голод, поэтому рекрутер должен формировать свое предложение таким образом, чтобы оно заинтересовало специалиста. Поскольку спрос продолжит увеличиваться, а средств для полной автоматизации найма не существует, востребованность IT-рекрутеров также будет расти. Именно поэтому рекрутеру необходимо развивать собственный бренд, который сделает его известным в IT-среде. Это поможет находить хороших специалистов.

      Из всего вышесказанного понятно, что ключевой процесс в работе IT-рекрутера – поиск кандидатов. Если с другими вакансиями достаточно разместить объявление на профильном ресурсе и ждать откликов, то c IT-специалистами все обстоит несколько иначе. Обычно они ищут работу через тематические сообщества и социальные сети. Многие не размещают резюме публично, но при этом готовы рассматривать предложения работодателей. Задача рекрутера замечать таких людей и предлагать им сотрудничество.

      Что должен знать и уметь IT-рекрутер

      IT-рекрутер должен уметь общаться. От уровня его коммуникативных способностей зависит успех всего процесса найма. В глазах соискателя он является официальным представителем компании, поэтому его речь и стиль общения формируют представление о целой компании. Однако одного лишь общения мало, необходимо разбираться в поставленных задачах, уметь организовывать собственный рабочий процесс, а также выстраивать доверительные отношения как с заказчиками, так и с кандидатами.

      Особенность профессии заключается в том, что необходимо иметь представление о технической стороне вопроса. Иными словами, рекрутер должен разбираться в специфических терминах, понимать профессиональный сленг и следить за актуальными новостями из мира IT. Все это поможет поддерживать разговор и разбираться в профессиональных навыках соискателей.

      У хорошего рекрутера развито критическое мышление, он умеет анализировать задачи и искать наиболее оптимальные решения. К примеру, заказчик ставит задачу – найти аналитика с опытом работы не менее трех лет и зарплатой 80 тыс. рублей. Рекрутер понимает, что для опытных специалистов данная зарплата маленькая, поэтому закрыть вакансию скорее всего не получится.

      Далее рекрутер оценивает задачи, которые должен решить аналитик, изучает ситуацию на рынке, смотрит на среднюю зарплату и количество кандидатов. Довольно часто оказывается, что наиболее выгодным решением будет найм младшего специалиста, который за несколько месяцев вырастет в профессиональном плане и сможет закрыть имеющиеся задачи в области аналитики.

      Кроме этого, критическое мышление помогает в общении с кандидатами. Предположим, соискателю было сделано предложение, на которое он согласился. Однако за день до выхода на работу он сообщает, что другая компания предложила ему более высокую зарплату. Рекрутер должен оценить ситуацию и понять возможно ли такое или нет. Может быть отпустить кандидата будет более правильным решением.

      IT-рекрутер должен уметь работать со временем. Поскольку для выстраивания доверительных отношений, он должен быть на стороне специалиста, ему предстоит подстраивать свой график под режим, удобный кандидату. Иными словами, если человеку удобно общаться только после 22.00, рекрутер должен выстроить свой день так, чтобы выполнить данное требование. При этом важно не допустить собственного эмоционального выгорания.

      Кроме этого важно постоянно поддерживать общение с кандидатом: отвечать на его сообщения и принимать участие в каждом из этапов. С одной стороны, это помогает кандидату почувствовать поддержку, а с другой – выстроить рекрутеру собственный бренд и повысить репутацию компании. Общение с соискателем должно продолжаться вплоть до финала. Даже если заказчик откажется предложить работу, человеку нужно об этом написать. Даже стандартное сообщение будет гораздо лучше молчания. К тому же рекрутер сможет пополнить свою базу специалистов.

      Она является неотъемлемой частью работы. При открытии новой вакансии, предложения рассылаются тем, с кем рекрутер уже общался ранее. Только после этого начинается поиск новых кандидатов. Здесь ключевую роль играет предыдущий опыт коммуникации. Если ранее рекрутер не ответил на сообщение, то в следующий раз соискатель может вовсе отказаться рассматривать предложение.

      Именно поэтому так важен доверительный контакт. В его основу ложатся три фактора: готовность рекрутера отвечать на вопросы, наличие у кандидата ощущения, что тот на его стороне, а также поддержка во время общения. Все это невозможно без эмпатии, коммуникабельности и стрессоустойчивости. Не менее важны знания рынка и технической стороны, что поможет задавать кандидату более предметные вопросы.

      Как получить профессию IT-рекрутера

      Данная профессия подразумевает использование большого количества разнообразных инструментов. Среди прочего довольно часто используются методы исходящего поиска. Такой подход объясняется высокой востребованностью IT-специалистов.

      Чтобы развиваться в области IT-рекрутинга, необходимо прокачивать коммуникативные навыки, знание английского языка, понимать принципы работы в условиях высокой конкуренции, а также уметь искать информацию и быстро ее анализировать.

      Профильное образование IT-рекрутер может получить следующими способами:

      • курсы – подобные программы имеют схожий формат и содержание, поэтому выбирать стоит исходя из приглашенных экспертов или стоимости;
      • самообразование – сюда можно отнести чтение тематических блогов и просмотр обучающих видео;
      • стажировки – данный способ позволяет познакомиться с профессией на практике;
      • работа с ментором – подойдет тем, кто не хочет проходить стажировки, при этом хочет познакомиться с реальными задачами, которые решают специалисты.

      В перспективе IT-рекрутер может стать тимлидом или развиваться в смежной области. Работая в агентстве, специалист получает:

      • возможность быстрого карьерного роста;
      • перспективы роста заработной платы;
      • широкий выбор клиентов.

      Если же рекрутер работает внутри компании, он может более детально изучить задачи, под которые подбирается специалист.

      Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.