Соберите проект #
Выберите интересующую вас услугу
Меня интересует...

    Что такое комплаенс и зачем он нужен бизнесу

    Что такое комплаенс и зачем он нужен бизнесу
    4 мин.

      Словарь отечественной бизнес-терминологии регулярно пополняется. Большинство новых слов, закрепившихся в деловой среде, приходят с Запада. Одним из них стало понятие «комплаенс», образованное от английского comply и обозначающее «соответствие». Дословный перевод не дает четкого определения, поэтому с термином стоит познакомиться поближе.

      Что такое комплаенс

      Контроль за бизнесом со стороны государства постоянно усиливается. Надзорные органы внимательно следят за четким соблюдением действующего законодательства. В случае выявления нарушений коммерческие предприятия облагаются крупными штрафами.

      Чтобы избежать серьезных финансовых потерь, которые нередко приводят к банкротству, компаниям необходимо контролировать соблюдение большого количества норм. Тоже самое касается высокопоставленных сотрудников и госслужащих. Им нужно соблюдать широкий перечень требований, иначе высок риск получения штрафа или увольнения с места работы.

      Чтобы организации было проще следить за соблюдением законодательства, условий договоров и других внутренних документов, предписаний со стороны контролирующих органов, используются специальные системы контроля и управления рисками, получившие название комплаенс.

      Главная задача такой системы – минимизировать риски, связанные с потерей прибыли. Прежде всего, сюда относятся штрафы и выплата компенсаций за несоблюдение условий контракта. Более того риски-соответствия могут негативно сказаться на репутации, привести к уменьшению объема клиентской базы, а также повлечь различные ограничения, препятствующие дальнейшему развитию бизнеса. Комплаенс помогает не только в обнаружении фактов нарушения законодательных норм и выявлении коррупционных действий, но и способствует предотвращению хищения имущества компании со стороны недобросовестных сотрудников. Это помогает предприятию избежать обвинений в свой адрес и скорректировать проблемные места, выявленные в корпоративной бизнес-модели.

      Правильно настроенная система комплаенса предотвратит искажение финансовой документации, не позволит сотрудникам участвовать в коррупционных схемах и присваивать себе часть доходов организации.

      Основные политики комплаенса

      Независимо от сферы деятельности, подавляющее большинство организаций используют несколько ключевых политик комплаенса. К ним относятся:

      • противодействие «отмыванию» доходов;
      • конфиденциальность информации;
      • кодекс корпоративной этики;
      • контроль за ценными бумагами;
      • взаимодействие с надзорными органами.

      Об этих и ряде других пунктов стоит поговорить более подробно.

      Доходы, полученные противозаконным путем, рано или поздно попадают в легальный экономический сектор. Простыми словами этот процесс называют «отмыванием» денег, полученных в ходе преступной деятельности. Предотвратить данный сценарий помогает соответствующая политика комплаенса, которая обязательна для любых финансовых компаний. Более того, она часто применяется и в других сферах.

      Под конфиденциальностью понимают неразглашение клиентских данных. К этой категории относится не только личная информация, но и детали сделок и проводимых финансовых операций. Данная политика комплаенса отвечает за формирование культуры взаимодействия с данными клиентов и затрагивает многие аспекты, связанные с обработкой и хранением персональной информации.

      Кодекс, отвечающий за корпоративную этику, представляет собой документ, который затрагивает все аспекты деятельности организации. В нем содержатся этические и моральные принципы, цели и приоритеты компании, принятые в ней стандарты поведения, а также перечень обязанностей сотрудников.

      Политика, регламентирующая процесс покупки ценных бумаг, направлена на контроль за операциями, происходящими на соответствующем рынке. К примеру, здесь могут быть прописаны ограничения на покупку акций определенных компаний. Чаще всего такая практика распространяется на предприятия, с которыми финансовая компания находится на этапе проведения сделки. Кроме этого, данная политика описывает процесс согласования операций сотрудников с руководством компании. Это помогает свести на нет риск обогащения работников за счет корпоративной информации.

      Любая компания взаимодействует с регулирующими органами. Соответствующая политика комплаенса затрагивает работу с налоговой и миграционной службами, Центробанком и другими надзорными инстанциями.

      Существует отдельная политика, определяющая стандарты поведения работников организации в случае возникновения, так называемого, конфликта интересов. Сюда относятся ситуации, в которых интересы сотрудника идут в разрез с интересами предприятия или интересы двух клиентов противоречат друг другу. Согласно политике регулирования подобных конфликтов, работники должны выявлять и заранее предупреждать возникновение таких сценариев. Также в документе говорится о том, что интересы компании находятся выше личных интересов сотрудников в независимости от занимаемой ими должности.

      Методы оповещения о нарушениях, допущенных сотрудниками предприятия, регулируются политикой сообщений о несоблюдении стандартов выполнения должностных обязанностей. Также здесь определяется порядок расследования обнаруженных нарушений и их последующее документирование. Грамотная реализация данной политики помогает довольно эффективно исправлять слабые места внутри компаний.

      Понятия «подарок» и «взятка» должны иметь четкое разграничение. В противном случае неточность может использоваться в качестве рычага манипуляции должностным лицом. Четкие формулировки данных терминов описаны в политике дарения подарков. Зачастую она не запрещает сам факт дарения, но накладывает на процесс ряд ограничений, например, стоимость подарка. Также внедряются специальные процедуры, позволяющие реализовать в организации подобный контроль.

      Отдельно стоит рассмотреть политику «Китайской стены» или как ее часто называют – политика информационных барьеров. Чаще всего ее используют компании, работающие в финансовом секторе. Им важно разграничивать свое информационное поле, что способствует честной конкуренции и сводит к минимуму риск возникновения конфликта интересов.

      Кроме этого информация о финансовом состоянии клиентов не должна быть использована третьими лицами, например, сотрудниками других отделов. Они могут использовать полученные данные для получения дополнительной выгоды. Данная политика позволяет сформировать так называемый «информационный барьер», благодаря которому компания исключает потенциальный конфликт интересов и может без ограничений обслуживать каждого клиента.

      На этом политики комплаенса не заканчиваются. С их помощью могут контролироваться самые разные сферы, например: обучение штата, изучение контрагентов и клиентов, обработка жалоб и обращений и т.д.

      Комплаенс-контроль обладает гибкой структурой, которая может подстраиваться под интересы и задачи конкретного взятого предприятия. В зависимости от стратегии, принятой руководством компании, реализуются различные дополнительные процессы, которые призваны усилить безопасность организации и повысить эффективность дальнейшей деятельности.

      Виды комплаенса

      Комплаенс бывает разных видов. Всего их насчитывается порядка 140, но наиболее распространены следующие разновидности:

      • антикоррупционный – из названия понятно, что его главной задачей является противодействие коррупции;
      • антимонопольный – контролирует соблюдение норм антимонопольного законодательства;
      • антифрод-комплаенс – целый комплекс мер, призванный оценить финансовые операции на предмет наличия в них факта мошенничества. Данная разновидность применяется в банках и компаниях, чья деятельность тесно связана с онлайн-операциями;
      • налоговый – предназначен для проверки бизнес-процессов, протекающих внутри организации, на предмет нарушений налогового законодательства;
      • финансовый – необходимая для банковской сферы разновидность комплаенса. Прежде всего потому, что данный сектор пристально контролируется надзорными органами, для него характерна сложная связь между менеджерами и собственниками, а также вследствие зависимости банков от вкладчиков и их доверия;
      • санкционный – применяется при ведении бизнеса в стране, в отношении которой были наложены санкционные ограничения.

      Заключение

      Комплаенс используется в бизнесе в качестве одной из мер обеспечения безопасности. Специалисты в сфере комплаенса предотвращают мошенничество, минимизируют риски, связанные с утечкой корпоративных данных, а также помогают избежать ложных обвинений в совершении разного рода экономических и коррупционных преступлений.

      Чтобы деятельность организации соответствовала не только российскому, но и международному законодательству и не вызывала нареканий у контролирующих органов, необходимо корректно настроить систему управления, сформировать организационную структуру, а также подготовить перечень правил, подкрепленных документацией.

      Главная задача комплаенса помочь компаниям свести к минимуму риски обвинения в нарушении трудового законодательства, противозаконных действиях, обмане контрагентов и клиентов и пр. Именно поэтому бизнес заинтересован во внедрении систем, способных выявлять и ликвидировать подобные риски. Для этого компании нанимают соответствующих специалистов извне или создают такие процедуры самостоятельно.

      Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.