Понятие «метавселенной» появилось сравнительно недавно. Чаще под ним понимают специальное пространство, предназначенное для онлайн-игр и ведения бизнеса. Уже сегодня существуют проекты, которые довольно активно развиваются в этом направлении.
Что такое метавселенная
Впервые о метавселенной люди узнали из романа «Лавина», Нила Стивенсона. Согласно его описанию, она представляла собой черную сферу, в которой можно было создать себе персонального аватара, а с помощью специальной программы возводить целые города и парки развлечений для отдыха и общения.
Данное описание виртуальной реальности легло в основу произведений авторов-фантастов. В разное время им вдохновлялись кинорежиссеры, писатели и разработчики современных проектов, посвященных VR.
Нынешние разработки виртуальных миров во многом схожи с эпохой раннего интернета. На сегодняшний день единой цифровой реальности нет, но разные компании занимаются созданием отдельных приложений, ориентированных под данную технологию. Как правило, такие программы работают либо в браузерах, либо на VR-гарнитурах. При этом у каждой компании-разработчика свой собственный взгляд на дальнейшее развитие метавселенной.
То, что сегодня называют метавселенной, является своего рода компьютерной игрой. Это отдельный виртуальный мир, куда можно попасть через специальную гарнитуру, ПК или обычный смартфон. У метавселенной есть много общего с реальным миром. Здесь нет заранее продуманного сценария, то есть человек сам решает, что и как ему делать.
Точно также, как в реальной жизни, человек в метавселенной может заниматься абсолютно любым бизнесом, например, создавать цифровой контент, проводить концерты, продавать товары. Для закрытия сделок может использоваться внутренняя валюта или криптовалюта. Кроме этого, пространство метавселенных иногда используют для проведения удалённых встреч. Благодаря VR-гарнитурам люди могут ощущать присутствие другого человека, находящегося в тысячах километров от собеседника.
Из чего состоит метавселенная
При разработке метавселенной, используется целый набор различных технологий:
- виртуальная реальность — создает внешний вид виртуального мира и дает возможность создать и настроить персонального аватара;
- блокчейн — обеспечивает пользовательским данным надёжный уровень безопасности;
- искусственный интеллект — отвечает за логику метавселенной и происходящие внутри неё процессы;
- дополненная реальность — позволяет добавить в реальный мир элементы из виртуального, тем самым объединяя их. Используется лишь в некоторых метавселенных.
Перечисленные выше технологии используются не только для создания виртуальных вселенных. Благодаря им улучшаются многие аспекты в реальном мире. К примеру, блокчейн уже давно стал неотъемлемой составляющей в сфере логистики и финансов. Что касается искусственного интеллекта, то его широко применяют в рекламе и образовании.
В 2021 году Джон Радофф, являющийся экспертом в области геймдизайна и искусственного интеллекта достаточно точно описал метавселенную. По его мнению, модель виртуального мира состоит из нескольких уровней.
Виртуальный опыт
В метавлселенной доступно то, что в реальной жизни просто нереализуемо. Благодаря современным технологиям, разработчики могут обойти привычные законы физики и погрузить пользователя в мир впечатлений, которые невозможно испытать в повседневной жизни. Кроме этого в метавселенной процесс получения нового контента и информации гораздо проще. Технологии открывают перед людьми, инвестирующими в экономику виртуального мира, практически безграничные возможности для создания контента.
Пространственные вычисления
Это целый набор различных технологий, позволяющих стереть четкую грань между реальным и виртуальным миром. Игровые движки, искусственный интеллект, машинное обучение, геопространственное картографирование – все это помогает развиваться индустрии, привлекая в нее все больше новых людей.
Децентрализация
Блокчейн выступает гарантом безопасности и свободы. Предположим, что существует виртуальная таблица, в которой содержатся данные о всех транзакциях, внутриигровых достижениях, виртуальных вещах, которыми владеет пользователь. Если один человек продал другому некий цифровой предмет, вся информация об этой сделке будет занесена в блокчейн. После этого данная запись должна быть одобрена другими пользователями. Подобный подход позволяет сделать метавселенную децентрализованной. Порядок в ней поддерживают сами участники.
Человеческий интерфейс
Данный уровень связан с оборудованием, позволяющим человеку получить возможность попасть в виртуальный мир. Это могут быть компьютеры, мобильные устройства или специальные гарнитуры. В последнее время активно разрабатываются биосенсоры. С их помощью люди могут ощутить текстуру объектов, находящихся в виртуальном мире.
Разновидности метавселенных
Классификация метавселенных зависит от их характеристик и функциональных особенностей. Чаще всего это несколько основных типов, каждый из которых имеет свои уникальные особенности, отражающиеся на игровом процессе и виртуальном опыте.
Игровые метавселенные
Ориентированы на развлекательный и игровой контент. Как правило в таких виртуальных мирах игроков ждет многообразие всевозможных сценариев, возможность взаимодействовать с другими пользователями, исследовать открытый мир, выполнять задачи и квесты. Наиболее востребованными проектами в этой нише являются Second Life и Roblox. Несмотря на их стремительно растущую популярность, они довольно часто подвергаются серьезной критике. Во многом это связано с явной коммерциализацией.
Социальные метавселенные
Подобные виртуальные пространства направлены на развитие социального взаимодействия. Они предоставляют пользователям площадку для общения, развития новых отношений и участия в тематических диалогах. Яркий пример таких проектов – Rec Room и VRChat. Благодаря им, у многих людей появляется ощущение общности, которого в современных реалиях часто не хватает. Однако к подобным метавселенным есть много вопросов с точки зрения безопасности и конфиденциальности пользовательских данных.
Открытые метавселенные
Такие миры абсолютно децентрализованы и полностью принадлежат пользователям. Благодаря этому у них появляются широкие возможности по управлению собственным виртуальным опытом. Иными словами, игроки могут самостоятельно создавать окружающие их пространства, контент, сообщества и т.д. Одной из самых известных открытых метавселенных является The Sandbox.
Подобные виртуальные миры направлены на развитие творческого процесса и плодотворного сотрудничества. В них действуют принципы справедливого распределения ресурсной базы и богатств. Однако, от пользователей требуются некоторые технические знания. Для тех, кто никогда не сталкивался с криптографией, подобные проекты могут показаться весьма сложными.
Корпоративные метавселенные
Разрабатываются для взаимодействия людей, объединенных общей профессиональной сферой деятельности. Благодаря им, компании могут организовывать взаимодействие между сотрудниками и клиентами в инновационной и более интересной форме. Кроме этого появляется возможность тестировать принципиально новые продукты или услуги. Виртуальные миры вроде MootUp или AltSpaceVR значительно повышают эффективность работы сотрудников и сокращают затраты.
Возможности заработка в метавселенных
Виртуальная реальность, или как ее называют Web 3.0, тесно связана с метавселенными, куда интегрируются те же методы заработка, что имеют место быть в реальном мире. Существует несколько наиболее перспективных направлений.
Покупка цифровой недвижимости
На первый взгляд, может показаться, что никому не придет в голову арендовать участок земли в виртуальном мире. Однако прогнозы говорят обратное. Спрос на них будет с каждым годом расти. Владелец такого участка может делать с ним все что угодно: строить здания, «возделывать землю» и заниматься огородничеством и прочее. Как и в реальной жизни. Построенные здания сдаются в аренду.
Сегодня, виртуальный участок – это крайне перспективный источник дохода. Пользователь может размещать рекламу, сдавать здание в аренду, организовывать мероприятия и взимать за это плату и т.д. Метавселенная будет привлекать все больше талантливых конструкторов и архитекторов. Реализация их проектов способна принести авторам неплохие доходы.
Проведение рекламных кампаний
Реклама – двигатель прогресса. Она давно стала неотъемлемой частью жизни практически любого человека. В этом плане цифровой мир не сильно отличается от материального. На виртуальных зданиях размещаются рекламные баннеры, бренды запускают свои маркетинговые кампании, создаются новые рекламные площади, учитывающие специфику метавселенных.
Торговля NFT
По мнению экспертов, в будущем в метавселенных будут существовать уникальные объекты. Чтобы пользователю доказать факт владения подобным предметом, достаточно будет предоставить невзаимозаменяемый токен. Подобные средства будут подлежать обмену на цифровую валюту. Скорее всего, в скором будущем можно будет заметить рост цен на подобные токены. Это позволит неплохо зарабатывать их владельцам. Считается, что NFT и связанное с ним инвестирование сможет воскреснуть именно в рамках виртуальных метавселенных.
Туризм
Виртуальная реальность позволяет создавать как существующие места, так и воссоздавать точные копии исторических. Это может стать хорошим источником стабильной прибыли. Владельцы виртуальных участков вполне могут построить на них точные копии архитектурных шедевров, известных во всем мире. Также современные технологии дают возможность погрузиться в исторические события, например, в период правления Ивана Грозного или в эпоху громких дворцовых переворотов.
Путей развития данной сферы огромное количество. Гарантировано найдутся те, кто решит покорить Эверест или принять участие в известных исторических битвах и сражениях. К тому же, никто не отменял романтические свидания в вечернем Париже на фоне Эйфелевой башни. Потенциал метавселенных действительно безграничен.
Модный бизнес
На сегодняшний день все больше именитых брендов проявляют интерес к виртуальным мирам. Многие демонстрируют в них свои продукты. Например, известная во всем мире, компания Gucci владеет участком в The Sandbox, а также поп-ап магазинами в двух других проектах, а именно Zepeto и Roblox. В ближайшем будущем все больше модных домов будут создавать одежду специально для аватаров. Наиболее успешные и востребованные кейсы перейдут в формат NFT.
Проведение мероприятий
В реальном мире организовать масштабное мероприятие довольно проблематично. Обеспечение безопасности, соблюдение всех ограничений, соответствие правилам площадки – все это требует серьезных финансовых и временных вложений. Для виртуального мира таких ограничений просто не существует. В рамках метавселенной могут собираться сотни тысяч и даже миллионы человек. При этом все участники гарантированно получат яркие эмоции и впечатления от выступления любимых артистов.
Помимо развлекательных мероприятий, можно проводить корпоративные совещания. Для этого не придется выходить на улицу и ехать в офис. При этом в одном месте могут собраться не только сотрудники, но и приглашенные гости, которые находятся в тысячах километрах друг от друга.