Соберите проект #
Выберите интересующую вас услугу
Меня интересует...

    Что такое онбординг и как он помогает пользователям

    Что такое онбординг и как он помогает пользователям
    6 мин.

      Современная диджитал-индустрия постоянно развивается. Разработчики добавляют больше функциональных возможностей, а дизайнеры экспериментируют с визуальной составляющей. Все это делает конечный продукт более объемным и сложным. Иногда доходит до того, что пользователь теряется в обилии контента и возможностей, которые ему предлагает площадка. В этом случае на помощь приходит онбординг.

      Что такое онбординг и для чего он нужен

      Предположим, что пользователь заходит на сайт онлайн-школы. Первое, что он хочет увидеть – цены на каждый из курсов. Вместо этого перед ним появляется множество выпадающих списков, рекламных баннеров, карточек с преподавателями и прочее. Даже если внешне ресурс привлекателен, клиент уйдет в поисках более понятного сайта, на котором он сможет быстро найти ответы на интересующие вопросы.

      Такая проблема встречается довольно часто. Чем больше сервис предоставляет возможностей для клиента, тем сложнее становится удержать его внимание и довести до совершения целевого действия, например, регистрации или оформления заказа. Выйти из положения можно с помощью качественного онбординга.

      Онбординг – это адаптация клиента к продукту, в ходе которой он знакомится с его функционалом, разделами и ключевыми возможностями. Онбординг бывает нескольких видов:

      • всплывающие окна – подсказки, с помощью которых можно познакомиться с функционалом платформы. Они расскажут с чего лучше начать, и какие инструменты выбрать для достижения результата;
      • контекстные подсказки – вспомогательные элементы, появляющиеся при наведении курсора на определенные кнопки, вкладки или разделы. С их помощью человек лучше запоминает, какой объект интерфейса за что отвечает;
      • lifecycle-рассылки – цепочки электронных писем с инструкциями и другой полезной информацией, касающейся взаимодействия с платформой. Например, письмо может быть завершающим этапом при регистрации и одновременно содержать рекомендации по взаимодействию с продуктом.

      Мобильные приложения также используют онбординг. Зачастую он встроен в сам интерфейс, то есть пользователь не сможет воспользоваться функционалом до тех пор, пока не завершит обучение или не введет свои данные. Чтобы клиент не потерял интерес, процесс происходит в игровом формате.

      Онбординг в мобильных приложениях

      Решение о разработке онбординга принимается исходя из особенностей приложения и аудитории. Если полноценная работа продукта возможна лишь при условии ввода определенной информации, то подсказки помогут не забыть заполнить нужные поля. Онбординг позволит пользователю оперативно выполнить все шаги и начать работать с приложением без каких-либо ограничений.

      Важную роль играет структура приложения. Если она простая, а возможности ограничиваются парой функций, то внедрять в интерфейс подсказки нецелесообразно. Если же функционал обширен, а для достижения целевого действия пользователь должен пройти через цепочку шагов, то онбординг значительно упростит процесс знакомства с продуктом. Тоже самое касается нестандартного дизайна, который нельзя назвать интуитивно понятным.

      Еще одна причина использовать подсказки – возможность кастомизации приложения. Зачастую подобная настройка требует совершения множества действий. Для пользователя не всегда очевидно, где и как это можно сделать.

      Не менее важным фактором являются потенциальные пользователи. Молодая аудитория довольно продвинутая, она привыкла самостоятельно разбираться в функционале приложений. Ее онбординг будет только отвлекать. Если же приложение рассчитано на более широкую аудиторию и его возможности не ограничиваются одной единственной функцией, подсказки лишними не будут. Они помогут тем, кто не очень хорошо разбирается в цифровых технологиях, при этом другие пользователи смогут их пропустить.

      Способы онбординга

      Когда бизнес приходит к выводу о необходимости использования онбординга, перед ним встает вопрос выбора нужной техники. Каждая из них имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. Если сделать все правильно, то вовлеченность пользователей может увеличиться в несколько раз.

      Онбординг, основанный на преимуществах приложения

      Название данного способа говорит само за себя. Его задача – продемонстрировать пользователю сильные стороны приложения. Человек должен понять, какую пользу ему принесет программный продукт. Рассказать о всех преимуществах, конечно, не получится, поэтому упор стоит сделать на нескольких ключевых пунктах. Важно, чтобы они выделяли приложение на фоне конкурентов, которых в сфере мобильной разработки сегодня довольно много.

      Проведение такого вида онбординга требует соблюдения нескольких правил:

      • не нужно рассказывать о второстепенных и не уникальных функциях;
      • концентрироваться стоит только на важных аспектах;
      • не стоит обманывать клиента, рассказывая о несуществующих преимуществах.

      Пренебрегая этими советами, бизнес рискует испортить мнение о своем продукте и потерять потенциальных клиентов. Если все будет сделано правильно, пользователи в самом начале своего знакомства с приложением смогут понять, какие задачи оно поможет им решить. Осознание ценности приложения – залог высоких показателей вовлеченности.

      Персонализированный онбординг

      Когда приложение рассчитано на широкую аудиторию, ее целесообразно делить на сегменты, и для каждого из них создавать кастомный онбординг. Использовать универсальные подсказки – не лучшая идея. Да, они позволяют экономить бюджет, но при этом негативно сказываются на эффективности. Использование персонализированного онбординга для разных категорий пользователей позволяет сфокусировать их внимание на тех функциях, которые интересны именно им. Таким образом удается сократить время на поиск нужного функционала.

      Данный способ может использоваться совместно с вышеописанной техникой. Вместе они хорошо дополняют друг друга. Открывая приложение, пользователь будет видеть не общие преимущества, а лишь те, которые актуальны для него. Подобный подход позволяет более точно рассказать о достоинствах проекта.

      Перед разработкой кастомного онбординга проводится анализ и определение целевой аудитории. Разбиение на сегменты происходит в соответствии с определенными критериями, например, возраст, род деятельности, уровень владения языком и т.д. Чтобы персонализированные подсказки начали работать, при открытии приложения пользователю достаточно выбрать сегмент, к которому он относится. После этого система автоматически запустит нужный сценарий онбординга.

      Успешное первое использование

      Приложения не устанавливают просто так, любое действие всегда имеет причину. Не важно какая она – «убить время» за игрой или решить определенную задачу. Если при первом же запуске человек получил что хотел, у него складывается положительный потребительский опыт и вероятность повторного использования многократно возрастает.

      Ключевую роль здесь играет особенность нервной системы. Любой успех хочется повторять снова и снова. По сути, в пользователе просыпается чувство азарта, заставляющее его раз за разом возвращаться к приложению. Показав, что оно с легкостью помогает решать поставленные задачи, можно рассчитывать на возникновение определенной зависимости. Данная техника онбординга позволяет привлечь пользователей с момента первого запуска. Если к ней добавить систему достижений, то уровень удержания выйдет на качественно новый уровень.

      Инструкции и руководства

      Часто возникают ситуации, когда пользователь испытывает трудности при взаимодействии с приложением. Из-за этого он не может достичь цели, поэтому после пары неудачных попыток отказывается от использования платформы. Избежать такого сценария поможет данная техника онбординга.

      Фактически, необходимо разработать подробную инструкцию по достижению положительного результата. Пользователь должен увидеть, каким образом он может решить свою задачу. Реализовать это можно несколькими способами:

      • экраны с инструкциями;
      • руководства с элементами интерактивного взаимодействия;
      • визуальные и всплывающие подсказки;
      • видеоинструкции и детальные разборы;

      Выбор зависит от особенностей программного продукта, его сложности, специфики и целевой аудитории. Однако не стоит переусердствовать, пользователь должен чувствовать свободу в своих действиях. По возможности нужно оставлять место для самостоятельного знакомства и исследования. При создании инструкций стоит рассказывать лишь о наиболее сложных действиях. Подробный мануал с описанием всех функций – это не то, что хочет видеть пользователь в приложении.

      Упрощение регистрации

      Регистрация – одна из ключевых функций большинства приложений. С ее помощью можно сохранять пользовательские настройки, синхронизироваться с веб-сайтом, а также взаимодействовать с клиентами через email. Несмотря на все преимущества, от нее многие отказываются. Одни не хотят оставлять свои личные данные, другие – считают процесс скучным и затянутым. Бизнес должен изменить это мнение и показать своим клиентам, что регистрация может быть быстрой и удобной.

      Существует три основных способа добавления формы регистрации:

      • сразу после открытия приложения – пока пользователь не совершит определенные действия, он не сможет получить доступ к функционалу. Данный вариант довольно популярен, однако от него лучше отказаться. Совершение неких обязательных действий может оттолкнуть человека и он откажется от использования продукта;
      • после успешного первого использования – когда пользователь осознал, какую выгоду и пользу он получит от работы с приложением, вероятность прохождения регистрации многократно увеличивается;
      • в любой удобный момент – отсутствие ограничений способствует вовлечению.

      Человек беспрепятственно пользуется приложением, и если оно ему нравится, то он самостоятельно захочет зарегистрироваться или оформить подписку.

      Независимо от того, какой из вариантов будет выбран, важно помнить – короткую форму пользователи заполняют намного охотнее, чем длинную. Спрашивать стоит лишь самое необходимое. К примеру, регистрация может состоять только из ввода email, остальная информация будет добавляться в личном кабинете.

      Рush-уведомления

      Это хороший инструмент коммуникации с пользователями. Он подходит для напоминания о действиях, которые принесут аудитории пользу и помогут более продуктивно взаимодействовать с приложением. Например, в уведомлениях может содержаться призыв к прохождению регистрации или заполнению пустых полей в личном кабинете.

      Также push-уведомления могут использоваться для напоминания о персональных предложениях и акциях. Если пользователю дать возможность самостоятельно настраивать напоминания в приложении, то это положительно скажется на уровне удержания аудитории.

      Еmail-сообщения

      Когда человек только начинает знакомиться с приложением, он нуждается в инструкциях и напоминаниях. Усвоить всю информацию из онбординга бывает довольно сложно, ввиду ее количества. В этом случае помогут электронные письма, в которых будет больше полезной информации. Также в них можно рассказывать о дополнительных функциях, о которых не было сказано в первоначальном обучении.

      Иногда письма служат альтернативой push-уведомлениям. С их помощью сервис уведомляет клиента о посещении приложения, совершении определенных действий и т.д. Данный подход подталкивает клиентов к более активному изучению возможностей платформы и помогает поднять уровень вовлеченности.

      Заключение

      Пользовательский опыт складывается из многих факторов, одним из которых является онбординг. Это полезная функция, которая помогает решить множество проблем, связанных с вовлечением клиентов. Прежде всего она эффективна в первые дни знакомства с продуктом. Именно в этот период пользователь остро нуждается в помощи.

      Чтобы заинтересовать аудиторию, следует использовать подходящие техники онбординга. Выбор зависит как от самого приложения, так и от пользователей. Для достижения максимального эффекта можно применять сразу несколько способов, и после получения обратной связи проводить корректировку.

      Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.