Веб-сайты и приложения постоянно развиваются, в том числе это касается и UI/UX дизайна. Если открыть приложение, которое было выпущено десять лет назад, то разница будет видна невооруженным глазом. Обновить визуальную составляющую поможет редизайн.
Когда необходим редизайн
Многие разработчики настолько любят свой продукт, что отказываются замечать его недостатки. Это вполне естественно, однако может привести к проблемам, например, потере пользователей. Важно сохранять объективность, иначе внесение изменений будет постоянно откладываться. В результате апгрейд может уже и не понадобиться.
На необходимость перемен может намекать несколько ключевых вещей.
Морально-устаревший интерфейс
Трендам свойственно меняться и программный продукт должен им соответствовать. Здесь показательным примером будет компания Apple. В 2007 году Стив Джобс представил первый iPhone, который стал настоящей революцией. Тогда этот смартфон купили миллионы человек. Однако, в современных реалиях вряд ли кто-то на полном серьезе будет им пользоваться. При этом, все последующие модели, вызывали не меньший интерес у аудитории. Секрет прост – компания понимает, как развивать и продавать свой продукт.
Снижение показателей
Если результаты аналитики оставляют желать лучшего, значит пора задуматься о кардинальных изменениях. Игнорировать такие сигналы ни в коем случае нельзя. Прежде всего стоит обратить внимание на конверсии, количество новых пользователей, процент сохранения клиентов и коэффициент оттока. Не менее важными метриками является ежедневное и ежемесячное количество активных пользователей.
Ребрендинг
В некоторых случаях вместе с продуктом устаревает и фирменный стиль. Это говорит о том, что настало время ребрендинга. Важно чтобы он не ограничивался обновленным логотипом, иначе будет нарушена целостность. Редизайн и ребрендинг тесно связаны между собой и логически продолжают друг друга. Вместе они создают ощущение общности всех продуктов, выпускаемых компанией.
Негативные отзывы
Одна из приоритетных целей разработчиков – создать качественный продукт, которым будет удобно пользоваться. Если в отзывах пользователи пишут о том, что шрифты плохо читаются, а изображения разъезжаются, то к этому стоит прислушиваться. Обратная связь играет важную роль при создании UX стратегии и разработке нового дизайна.
Обновленная целевая аудитория
Довольно часто предприниматели меняют ключевые бизнес-цели. Вначале приложение создавалось для одной категории пользователей, затем приоритеты сместились в пользу другой. Подобное должно быть отражено во внешнем виде продукта.
Предположим, приложение, ориентированное на мужчин в возрасте от 18 до 35 лет, решило расширить свою аудиторию до 50+. В этом случае дизайн должен быть удобным для пользователей старшей возрастной категории. Проще говоря, необходимо изменить подачу материала, сделать навигацию более простой и интуитивно понятной, увеличить шрифты и размер кнопок.
Для чего нужен редизайн
Обновление программного продукта сопряжено с большими затратами сил. В первую очередь это касается времени, сил и денег. Но, если сделать все правильно, то все затраты окупятся и бизнес получит большое количество преимуществ:
- рост имиджа – пользователи гораздо охотнее будут пользоваться приложением с современным и красивым дизайном. К тому же пристальное внимание разработчиков к интерфейсу, вызовет у людей уважение;
- рост конверсий – в следствии редизайна улучшается UX, поэтому конверсии начинают расти;
- рост конкурентоспособности – обновленное приложение становится более востребованным среди пользователей, поэтому количество скачиваний в магазинах приложений увеличивается;
- заинтересованность инвесторов – для них программный продукт – это визитная карточка компании. Если приложение выглядит современно и регулярно обновляется, значит в такой продукт можно вкладывать деньги;
- рост узнаваемости – чем выше популярность бренда, чем больше скачиваний в магазинах приложений.
Когда редизайн не нужен
Новый интерфейс может решить множество проблем, но это не панацея. Встречаются ситуации, когда обновление вовсе не нужно. Прежде всего нужно помнить о целевой аудитории. Она гораздо важнее модных и современных тенденций в области дизайна. Чтобы создать действительно дружелюбный интерфейс, на него необходимо взглянуть глазами пользователя.
Если приложение, которым пользуются бизнесмены имеет строгий дизайн, выполненный в спокойных темных тонах – это абсолютно нормально. Куда более неоднозначным будет решение его обновить, использовав при этом яркие цвета и игровые шрифты. Пользователи вряд ли оценят подобные изменения.
Также стоит внимательно анализировать обратную связь. Читая отзывы, довольно часто можно увидеть претензии, основанные исключительно на предпочтениях конкретного пользователя. Одним не нравится шрифт, другим – цвет кнопок или способ заполнения формы. Такие субъективные комментарии не означают, что все плохо и срочно нужен редизайн.
Необходимо фильтровать обратную связь и из общего потока выбирать действительно важные и полезные замечания. Последние, как правило, касаются недостатков в UX или юзабилити. Если несколько пользователей написали о медленной загрузке страниц или сложной навигации, это повод проверить интерфейс.
Распространенные ошибки в редизайне
Редизайн – крайне полезная вещь, которая может принести бизнесу много преимуществ. Однако добиться нужного эффекта получится лишь в том случае, если процесс был правильно организован. Необходимо заранее продумать все шаги, чтобы не совершать досадных, но при этом распространенных ошибок.
Ошибки и способы их предотвращения:
- пренебрежение потребностями пользователей – чтобы понять, чего хочет целевая аудитория ее необходимо проанализировать;
- отсутствие четких задач редизайна – прежде чем приступать к работе необходимо понять причины редизайна и разработать соответствующие KPI;
- незнание рынка – проблема решается погружением в сферу дизайна, мониторингом конкурентов и изучением тематических материалов;
- перегруженный интерфейс – в сфере UI/UX важную роль играет баланс. Без него создать дружелюбный интерфейс не получится;
- хаотичность – чтобы результат был качественным, необходимо придерживаться одной концепции, в рамках которой будет проходить вся работа.
Если редизайн продукта делается впервые, а в компании нет сотрудника способного контролировать данный процесс, лучше обратиться за помощью к профессионалам. Они могут гарантировать качественный результат, который точно не разочарует ни заказчика, ни пользователей.
Как подготовиться к редизайну
Предположим, что у программного продукта скопилось определенное количество проблем, которые сможет решить только редизайн. Компания принимает решение о начале работ, устанавливает KPI, придумывает идею и уже готова воплощать ее в жизнь. Однако здесь важно не спешить. Предстоит довольно сложный путь, поэтому к нему нужно должным образом подготовиться.
Перед стартом работ необходимо:
- обозначить сроки и приблизительную дату выпуска;
- спланировать бюджет и определить наиболее важные статьи расходов;
- изучить актуальные тренды в сфере UI/UX;
- оповестить партнеров о готовящихся изменениях;
- определиться с функциональными возможностями продукта: будут ли добавляться или убираться определенные опции;
- назначить ведущего специалиста, который будет отвечать за реализацию проекта.
Основные этапы редизайна
- Этап № 1. Исследование рынка. Перед разработкой проводится подробный конкурентный анализ. Чтобы выгодно выделяться на фоне конкурентов, продукт должен быть уникальным или предлагать, по крайней мере, функцию, которой еще нет ни у кого другого.
- Этап № 2. Проведение UX-аудита. Данный этап ориентирован на поиск багов и ошибок, которые присутствуют в текущей версии программного продукта. Особое внимание нужно уделять именно анализу пользовательского опыта. Данную задачу лучше делегировать профессиональному UX-исследователю. Он изучит интерфейс, оценит его и даст рекомендации по улучшению.
- Этап № 3. Анализ обратной связи. Анализ отзывов – это не менее важное исследование, которое должно быть обязательно проведено. Собирать обратную связь можно в социальных сетях или магазинах приложений. Кроме этого, можно сделать опрос пользователей и разместить его в самом программном продукте.
- Этап № 4. Создание UI/UX-концепции. Данная задача уже реализовывалась при проведении ребрендинга, поэтому алгоритм действий уже знаком. Важно, чтобы концепция редизайна соотносилась с фирменным стилем и не противоречила ему.
- Этап № 5. Тестирование обновленного дизайна. На этапе тестирования устраняются все недостатки, которые были обнаружены в интерфейсе и пользовательском опыте. Задача UX-исследователей провести A/B-тесты, интервью, а также разработать пользовательские сценарии.
- Этап № 6. Программирование. После того, как работы по проектированию интерфейса подошли к концу, наступает время написания программного кода. Редизайн проводится при участии frontend-разработчиков. Если добавляются новые функции, то к процессу подключается backend-программист. В случае, когда приложение полностью переписывается, его удобно создавать сразу под две платформы: Android и iOS.
- Этап №7. Итоговое тестирование и релиз. Это ещё один этап связанный с тестированием. В этот раз он финальный. Тестировщики анализируют созданный продукт и ищут баги и недочеты. В это время разработчики проверяют соответствие приложения требованиям операционных систем. Если все в порядке и все ошибки исправлены – продукт уходит в релиз.
- Этап № 8. Анализ результатов. Спустя некоторое время после релиза, нужно понять, получилось ли добиться поставленных целей. Даже если результат превзошел все ожидания нужно помнить, что приложение нуждается в постоянной поддержке и регулярном развитии.