Соберите проект #
Выберите интересующую вас услугу
Меня интересует...

    Облачные технологии: виды, сферы применения

    Облачные технологии: виды, сферы применения
    7 мин.

      Облачные решения позволяют каждому пользователю удаленно и без ограничений использовать сервисы, хранилища, оборудование. Компании-провайдеры предоставляют доступ к облачным технологиям, а пользователи арендуют их и экономят на закупке дорогостоящего оборудования в виде серверов и организации дата-центров, их обслуживании. В статье расскажем подробнее об облачных технологиях.

      Понятие облачных технологий

      Облачные решения дают возможность удалённого повсеместного доступа к вычислительным ресурсам различной конфигурации: программному обеспечению, сетям. Благодаря компаниям-провайдерам всё это можно легко оформить и подключить в любой момент или, наоборот, закрыть договор, прекратив использование. Интерфейсы облачных программ достаточно просты в управлении для пользователей. Непосредственный контакт с компанией сведен к минимуму. Пользователь покупает продукт через онлайн-платформу, а за поддержкой обращается в чат.

      Например, некогда популярный почтовый сервис Microsoft Outlook предлагал пользователю переписываться по e-mail. В девяностых и нулевых программа была установлена на всех пользовательских компьютерах. В наше время она находится на удаленном сервере, а пользоваться ею можно, находясь в любой стране, с любого устройства.

      Удалённые технологии получили развитие во всех сферах, а почтовый сервис Outlook – лишь один из примеров. Бизнес-процессы в разных сферах автоматизированы и объединены в единую систему, что открывает новые возможности в области контроля и мониторинга бизнеса.

      Краткая история облачных технологий

      Впервые идея прообраза облачных решений была озвучена в 1970 году американским учёным Джозефом Карлом Робнеттом Ликлайдером. Он был известен в IT-среде как J.C.R., или просто «Лик», и принимал участие в проекте «ARPANET» (прототип современного интернета).

      Ещё в то время Джозеф думал о сети, к которой имел бы доступ любой человек, а вместе с тем, и к большинству программ, а не только к информации. Одновременно с ним о возможностях облачного доступа говорил и Джон Маккарти, но уже скорее как о коммерческой услуге по предоставлению вычислительных мощностей. Правда, с течением времени рассуждения об идеях облачных систем затихли. Вновь о них заговорили в девяностых. Этому способствовал ряд факторов.

      • Быстрое развитие интернета, а вместе с тем и увеличение его пропускной способности.
      • Быстрый интернет определил дальнейшее развитие многих в то время новых интернет-идей и решений.
      • 1999 год – компания Salesforce.com организовала пользовательский доступ к своей программе через сайт в сети. Это был первый шаг в создании систем по типу SaaS («software as a servise») – «программное обеспечение как услуга»).
      • 2002 год – компания Amazon разработала модель облачных решений по хранению и вычислению данных, предоставив к ней пользовательский доступ в сети.
      • 2006 год – Amazon разработала системы Elastic Compute cloud (EC2) и Amazon S3. Это были более усовершенствованные облачные технологии, которые позволяли пользователям запускать собственные программы. В это же время Google представил приложение Google Apps с бизнес-инструментами для предпринимательских идей.
      • Аппаратное обеспечение активно развивается: процессоры становятся многоядерными, накопители для хранения данных позволяют хранить всё больше информации, виртуальная архитектура становится максимально разнообразной.
      • 2008 год – Microsoft создала облачную платформу в виде операционной системы с полноценными сервисами.

      Всё это толкало развитие облачных технологий вперёд, параллельно делая их все более доступными. Но всё же главным инновационным решением в разработке данного направления стала инфраструктура веб-сервисов от Amazon в 2006 году. Она включала в себя предоставление хостинга и вычислительных мощностей одновременно. Уже позднее к созданию новых облачным систем подключились и другие IT-компании: Google, Sun, IBM, Microsoft.

      Виды облачных технологий

      1. Облачные решения делят на два типа: в зависимости от их возможностей и вариантов использования пользователем.

      • IaaS – («Infrastructure as a Service») инфраструктура как услуга. Пользователь получает доступ к облачным возможностям путем подписки. Благодаря системам IaaS создаются удаленные виртуальные машины, программы, приложения, сети и сервисы с распределенным доступом. Он дает возможность делить пользователей на группы с разной степенью доступа к данным системы и конкретным функциям для работы с ними.
      • PaaS – («Platform as a Service») платформа как услуга. Цифровая среда для возможностей разработки и тестирования сервисов, управления большими данными, машинного обучения нейросетей. Примеры таких систем: Amazon Simple Queue Service с функцией управляемой очереди сообщений; хранилище для размещения и чтения данных в определенном порядке Yandex Message Queue; решение Kubernetes для управления контейнерами и наборами данных; облачные вычисления AWS Lambda.
      • SaaS – («SoftWare as a Service») программное обеспечение как услуга по подписке на лицензионное использование ПО. По этому принципу работает сервис Figma для дизайнерских проектов, CRM-система SAP.
      • BaaS – («Backup as a Service») программное обеспечение для автоматического резервного копирования с целью восстановления систем. Пример: AWS Backup.
      • DRaaS – («Disaster Recovery as a Service») сервисы для восстановления данных и инфраструктуры после повреждения или действий злоумышленников. Пример: VMware Site Recovery.

      2. Облачные системы, в зависимости от возможностей для клиента

      В эту категорию попадают облачные хранилища. Чаще это инфраструктурные решения для бизнеса. Например, продукт от IBM – Cloud Pak.

      Провайдеры предоставляют в аренду возможности облачной среды. Облачное решение может быть публичным, приватным или гибридным. Всё зависит от прав доступа. Чаще всего для каждого решения в отдельности существуют различные настройки приватности, что удобно в использовании большинством пользователей.

      Плюсы и минусы облачных решений

      Плюсы облачной инфраструктуры несомненны.

      • Самый главный из них – снижение издержек на содержание компьютерно-вычислительных мощностей. Дополнительно снижаются расходы на коммунальные платежи и аренду площадей под размещение оборудования.
      • За сохранность данных и обеспечение работоспособности отвечает дата-центр. Хранящаяся информация защищена от кибератак, за этим следят IT-специалисты по безопасности. Центры, в которых непосредственно размещено оборудование для облачных технологий, обслуживаются профессионалами. Их основная функция – обеспечить бесперебойность, надежность и безопасность процессов.
      • Возможность функционального расширения и масштабирования. Достаточно легко перейти на более продвинутый уровень, не покупая дорогостоящие сервера для увеличения мощностей. С облачными решениями нужно лишь приобрести новую лицензию, покрывающую и новые требования бизнеса. Это удобно для быстрого роста предпринимательской идеи. У стартапа и крупного бизнеса — разные ресурсные запросы. Облако позволяет легко и без труда решить главную задачу растущего бизнеса – удовлетворить потребности компании с учетом текущих потребностей.
      • Мобильность и доступность в любое время. Возможность мониторинга и контроля бизнес-процессов из любой точки мира, а выход возможен с любого устройства — мобильного или содержащего веб-версию.
      • Облако даёт возможность оперативного аварийного восстановления данных. Во избежание утраты ценной информации – это несомненное достоинство облачных технологий. Инфраструктура решения позволяет сделать это быстро — перебои в подаче электроэнергии и непредвиденные ситуации уже не представляют угрозы для отлаженных бизнес-процессов.
      • Оперативный контроль и доступ к информации — облако легко решает проблему конфиденциальности корпоративных данных. Настройки и конфигурации решения позволяют определить объем доступных данных и сведений для каждого функционального звена в отдельности. Это предотвращает и снижает риски несанкционированного доступа, повышает уровень секретности и способствует безопасному хранению любой информации. Контроль и фиксация доступа дает возможность оперативно реагировать на внештатные ситуации при утечках данных — это делается простым ограничением их доступности. Открывая, закрывая или ограничивая возможности доступа, бизнес тем самым многократно повышает безопасность хранения ценной корпоративной информации.

      Облако также имеет и своеобразные минусы. Например, это задержки и паузы в работе из-за перегруженности серверных систем. Иногда система может давать технические сбои и временные процессные задержки.

      Даже самые передовые стандарты безопасности и технологии шифрования данных не дают 100% гарантии от несанкционированного доступа. Риск утечек, особенно это касается публичных хранилищ, остаётся и сохраняется. Следует учитывать, что первым звеном, имеющим доступ к данным, является сам поставщик услуг — провайдер. Его надёжность, хорошая репутация и длительное пребывание на рынке услуг могут повысить безопасность такого взаимодействия.

      Слабость облачной технологии заключается и в привязке к единственному решению конкретного поставщика. Несмотря на гибкость конфигурационных настроек и возможность широкой интеграционной составляющей, в случае перехода к другому провайдеру могут возникнуть технологические проблемы. В такой ситуации несовместимость различных решений и отсутствие оперативной поддержки представляют уязвимость для системы в целом.

      Сферы применения облачных технологий

      Облачные решения для многих компаний сегодня имеют приоритетное значение в разработке. Это говорит о востребованности и актуальности решений на рынке. Почтовые сервисы, хранилища данных для фото и видео, информационные бизнес-системы — облако дает много возможностей пользователям.

      Разработка и запуск программного обеспечения, сервисов и приложений. Разработчики, тестировщики вносят правки в хранимый код, скачивание на собственный компьютер не требуется. Примеры решений: DigitalOcean, Microsoft Azure, AWS Amplify, Google Firebase.

      Виртуальный компьютер с собственной ОС и программами — пользователи могут использовать часть мощностей. Выглядит это как отдельное приложение с настройками и конфигурационными решениями. Информация в процессе работы по умолчанию копируется и заносится на виртуальные хранилища. Так, в случае физического повреждения накопителя для хранения данных вся ценная информация останется целой. Это касается кибератак и заражения основной системы вирусами — данные сохранятся.

      Облачные решения для хранения данных. Бизнес арендует управляемые базы данных в комплекте с комплексным сервисом. Это дает широкие возможности: обновление, поддержку, помощь в настройке. Примеры: Amazon RDS, Yandex Managed Service for MySQL, Azure.

      CRM-системы для хранения корпоративных данных клиента: договоров, клиентской базы, продуктовой линейки и прочего. Решение позволяет наладить качественную связь и взаимодействие как внутри отделов компании, так и с пользователями в виде рассылок, обработки и отправки документов. Большинство СRM имеют не только веб-версию, но и мобильную. Примеры: Zendesk, amoCRM, SAP, Keeper.

      Серверные возможности дают вычислительные возможности, требующиеся пользователю. Например, выгрузка 100 видео за раз или преобразование множества изображений в единый формат вручную потребует целой недели, но серверные решения сделают это за несколько часов. Примеры: Windows Server on Azure, AWS Cloud Server.

      Бессерверные вычисления (Serverless). Пользователь арендует не весь сервер, а лишь часть его вычислительных возможностей. Технология актуальна для хранения большого объёма данных. Примеры: AWS Lambda, Azure Functions.

      Data Science и аналитика данных помогают в области машинного обучения. Арендуются облачные вычислительные мощности в определённом объёме, например, для создания голосового чата-поддержки. Так, клиент может принимать заказы по телефону, оплачивая лишь время работы робота. Пример: Google Cloud AI.

      Облачные технологии интернет-вещей позволяют подключать и собирать в единую систему интернет-предметы по типу «умный дом» или отслеживать удаленно расход топлива при доставке грузов — без приобретения дорогого оборудования. Пример: AWS IoT.

      Развитие облачных технологий

      На рынке всё больше появляется готовых решений по типу IaaS и PaaS, предоставляющих широкие возможности для малого и среднего бизнеса.

      Большой популярностью пользуются облачные решения в области медицины и науки — здесь особенно часто задействуются сверхмассивные вычисления в рамках международных проектов по работе с большими данными. Например, нагрузка на серверные облачные хранилища во время пандемии, которые арендовали медицинские лаборатории, увеличилась в несколько десятков раз. Вместо привычных 100-200 тестов на COVID-инфекцию лаборатории стали делать по несколько тысяч таких тестов в день. Как раз облачные решения помогли справиться с подобной нагрузкой.

      В последнее время популярностью пользуются гибридные и мультиоблака, когда компания арендует и использует ресурсы нескольких облачных провайдеров, в то время как критически важные базы данных хранят на собственных серверах.

      Развивается разработка новых приложений и программ, а вместе с ними пользуются спросом бессерверные облака. Клиенты запускают программы, тестируют их, создают программный код, отрабатывают баги – всё это закономерные этапы создания любого IT-продукта.

      С развитием облачных технологий IT-сфера, а за ней и многие другие индустрии, получают новые возможности, решения и продукты.

      Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.